Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокомментируйте эпизод борьбы за скелет из романа Н.С. Лескова «Соборяне», объяснив значение этого эпизода для понимания идейного содержания романа и позиции автора.
Л. в 60-е г. не был воспринят демократич.критикой, т.к он был ещё автором антинигилистич. произведений. Роман – хроника, должен содержать только пересказ событий, но у Лескова есть комизм. Роман приобретает философскую и психологическую форму за счет записок отца Савельева, в которых отражены его мысли за 10 лет. Конфликт в романе Соборяне, между праведниками, людьми высокой нравственности и веры и обществом. Как изменяется общество? Уходит патриотизм. Спор между Ахиллой и Варнавкой о происхождении человека, Ахилла против теории Дарвина, он за христианскую теорию происхождения человека, а Варнавка за теорию Дарвина. Высокое отношение к человеку по христианской антропологии: в случае смерти – уважительное отношение. Коль он человек, он должен быть погребен по человечески. Две разные позиции – веры и неверия. Позиция Лескова «антинигилистическая 3. Структура и содержание темы «Сложносочинённое предложение» в школе. Постройте фрагмент первого урока названной темы. Назовите тип, этап урока, сформулируйте цели. Знакомство с разновидностями сложносочиненных предложений целесообразно начинать с чтения параграфа. По ходу работы учащиеся указывают, к какой группе относится сочинительный союз в каждом предложении, определяют смысловое значение предложений и объясняют знаки препинания. Разбор предложений можно завершить обобщающими вопросами. 1. Какими группами сочинительных союзов связываются предложения в составе сложносочиненных? Учитель должен помочь учащимся сформулировать правильный ответ. Поскольку анализировались конструкции, состоящие из двух частей, в ответе обязателен союз или (предложения связываются соединительным! союзом, пли противительным, пли разделительным), который указывает, что и предложении, состоящем из двух частей, возможен союз только одной какой-либо группы.) 2. Какие смысловые значения можно выразить и форме, сложносочиненного предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)? 3. Какое место в предложении занимает большинство сочинительных союзок? 4. Какие союзы стоят внутри простых предложений, входящих в состав сложносочиненных? 5. В каких.сложносочиненных предложениях употребляются повторяющиеся союзы? 6. Сформулируйте правило о знаках препинания в сложносочиненных предложениях.
После такого анализа можно вместе с учащимися составить таблицу признаков сложносоч.предложений. сложносочиненных предложении, что, в свою очередь, не только расширяет синтаксический кругозор учащихся, по и является необходимом базой для развития их речи. Знание союзов м их значении помогает строить предложения заданной семантики или выражать смысловые отношения при письме. Зная союзы, легче установить границы простых предложении внутри сложносочиненного, а это будет способствовать усвоению пунктуации. Сами учащиеся под руководством учителя, мера участия которого определяется подготовленностью класса, могут составить такую таблицу. Вначале учащиеся устно перечисляют смысловые значения, которые выражаются сложносочиненными предложениями с соединительными союзами, потом — с противительными и разделительными. Затем записывают союзы и выражаемые ими смысловые значения. Сильным ученикам можно поручить самостоятельно составить такую таблицу на доске. Следует обратить внимание учащихся на многозначность союзов И-ДА. С этой целью учитель задает вопрос: какие сочинительные союзы служат для выражения нескольких смысловых значении? Союзы, которые используются для выражения различных смысловых значений в сложносочинённых предложениях
4. Анализ эпизода и этапы в работе с романным содержанием на уроке литературы в 10–ом классе. Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который я отнесла бы к одному из самых трудных. Слишком много задач падает на плечи школьника, когда учитель ставит перед ним задачу - проанализировать эпизод. · установить границы эпизода; · определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют; · проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков; · рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет; · проследить логику развития авторской мысли; · отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу; · показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла. Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
|