Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап подробной работы






Над музыкальным произведением.

Вторая, самая длительная стадия разучивания произведения, заключается в его пианистическом освоении. Пьеса как бы распадается на отдельные куски, возникают конкретные проблемы, требующие специального внимания.

Успех этого этапа во многом зависит от того, насколько играющему удалось в начале него продумать эту разбивку, определить порядок работы над ними, выявить особо трудные фрагменты и обдумать способы преодоления этих трудностей.

Преимущественное значение приобретает процесс автоматизации движений, которым предшествует момент тщательного отбора, наилучшим образом реализующих элементарно-двигательную сторону исполнительской задачи.

1.

Основные трудности начального этапа работы связаны с процессом разбора текста музыкального произведения.

Прежде всего, это связано с медленным проигрываниемнотного текста, точным и осмысленным исполнением звуковысотных и метроритмических указаний, нахождением правильных интонаций. Как начинать разбор? Безусловно, более способные и грамотные могут и должны начинать разбор двумя руками, но при этом, на начальном этапе, неизбежны ошибки в аппликатуре и фразировке. Если же педагог сталкивается с трудностями разбора учеником текста, то следует предостеречь от слишком долгой детальной проработки текста отдельно каждой рукой, так как это затрудняет охват всего музыкального содержания. Как можно раньше необходимо стремиться к объединению отдельных коротких музыкальных фраз в каждой руке и к их объединению. Знание же отдельно целиком правой и особенно левой руки лучше спросить на более позднем этапе работы.

Навык хорошего грамотного разбора нотного текста отличен своими методами работы. Прежде всего, это подробный детальный разбор, и в связи с этим у ученика необходимо выработать несколько привычек.

Во-первых, останавливать игру при ошибке или сомнении, когда “некрасиво” звучит. Во-вторых, не идти вперед, не разобравшись, не играть бессмысленно “от печки”, а обучить ребёнка работать над возникающими ошибками. Здесь очень важен навык игры с возвращением на предыдущую фразу или две. Обычно, это самое трудное в работе с маленьким учеником.

При появлении трудностей в разборе неправильно задерживать долго внимание ученика на одной руке. В таком случае лучше разбирать по коротким фразам отдельно, и сразу соединять их вместе. Результат такой работы гораздо выше, так как гораздо интереснее для ученика, и мы постепенно можем преодолеть у ребенка неумение читать ноты в двух ключах.

Очень важен и другой навык при разборе и чтении текста. Ещё Ф. Куперен приучал учеников не терять глазами нотный текст и не смотреть на руки, вырабатывая этим у них широкий зрительный горизонтальный и вертикальный охват клавиатуры глазами. Ориентиром при этом являются чёрные клавиши.

Счёт вслух при разборе – обязательное требование, причём полезно приучить начинать счёт на один или два такта раньше, но совсем не обязательно требовать игры всей пьесы от начала до конца со счётом. Часто достаточно просчитать наиболее трудные проблемные места.

Развитие ученика в указанных направлениях повышает интерес к самому процессу работы за инструментом, наполняя его смыслом и содержанием.

На этом же этапе работы ученик должен усвоить фразировку, аппликатуру, исполнение трудных элементов: трелей, пассажей, украшений, моменты распределения рук в пассажах и.т.д. Необходимо помнить, что бережное, грамотное отношение к тексту воспитывается с детства и является важнейшей задачей педагога.

Для этой стадии работы характерно многократное повторение отдельных элементов произведения – мельчайших деталей. Особенностью начальной работы с малышами является то, что синкретическое, общее восприятие явлений, затрудняет работу с ними над деталями и все фазы работы над музыкальным произведением максимально сближены. Кроме того, существенно вырастает роль показа и объяснений педагога, вовлечение ребенка в обсуждение, обращение к его собственным представлениям и ассоциациям.

На этом пути педагога подстерегают многие трудности. Главная задача – сузить круг внимания ученика. Каким образом сохранить вниманиеученика к деталям и научить работе над ними, но не упустить связи этих деталей с вопросом целостности исполнения?

Прежде всего, педагог должен на уроках научить ученика некоторым способам работы. Это выработка умения останавливать игру при замеченных ошибках или сомнениях, не идти дальше, не разобравшись, не начинать каждый раз сначала. Возвращаться на одну фразу назад, на две, на три – методом наслоения, то есть выработать у ученика умение правильно дробить музыкальную ткань, не только по вертикали, но и по горизонтали.

Существуют дети с элементным мышлением и педагог должен учитывать это в своей работе, изменяя ее методы. Например, помогает с такими учениками при работе над одной фразой следом прорабатывать различные сочетания фраз.

Можно указать на вертикальное разделение текста двух типов – реальное, когда удаляется все мешающее пониманию ученика и мысленное, когда внимание направлено на какой-то определенный элемент музыкальной ткани. Разделение по горизонтали – другой тип работы, когда ставится задача научить ученика делению на фразы, а не на такты. Причем величина фразы диктуется вниманием и возрастом ученика

Важнейший вопрос, встающий перед педагогом, как сделать, чтобы при достаточно долгой детальной работе, особенно над техническими деталями, музыкальный образ не потускнел и не исчез из внимания ученика? Для этого педагог должен быть внимателен к нескольким моментам. Прежде всего, техническая работа не должна быть затянута по времени, для этого необходимо, чтобы все трудности, встречаемые в данном сочинении, ранее были изучены на других произведениях или предварительных упражнениях. Следующий шаг – необходимо научить ученика работать в первую очередь над тем, что у него не получается, а не бесцельно играть все подряд, фиксировать свои ошибки и помнить их.

Почему так важно работать в медленном темпе? Медленный темп дает лучшее понимание деталей, их рельефность увеличивается, но что особенно важно, ведет к ослаблению двигательного автоматизма. Неумение играть медленно свидетельствует о том, что учеником владеет техника, а не он ей, что он не умеет выразительно мыслить. Сложность воспитания этого навыка, очевидна.

На этом этапе работы важно научить ученика ставить себе конкретные цели и обдумывать их до игры, добиваясь от него вдумчивой и внимательной игры по нотам.

Педагог не должен упускать и ритмические затруднения ученика: каждая ошибка в этой области – сигнал о том, что, очевидно, есть непонимание той или иной проблемы, требующей проработки на других примерах. Особенно полезно, как метод работы, поиграть самому, а ученика попросить посчитать вслух.

Наиболее грубыми ошибками на этом этапе работы являются ошибки в области высотности и ритма.

Для малышей на начальном этапе работы над музыкальным произведением, из-за особенностей их психического развития, существует ряд вспомогательных приемов. Это предварительный просмотр текста, чтение нот с названиями, сольфеджирование, простукивание ритма, беззвучная игра на крышке клавиатуры одним пальцем, а затем и с правильной аппликатурой, показ рельефа мелодии карандашом, устный показ и осознание артикуляции, динамики до того, как малыш приступает к игре на инструменте. Всё это существенно помогает осознанию разных задач, стоящих перед ребенком и способствует улучшению навыка разбора.

Педагогу также необходимо учитывать в своей работе с учеником очень важный фактор. Внутренний слух у начинающих занятия на фортепиано детей ещё недостаточно выявлен и развит, в связи с этим возрастает важность целенаправленной работы педагога и в этом направлении. Очень полезно, играя, попросить ребенка последить глазами и показать, например, остановку, проанализировать с ним текст, повторы, различия, увеличивающие зрительный охват нотного текста.

Большую роль играет суммирование и устный анализ педагогом и самим учеником допущенных ошибок на уроке для самостоятельной домашней работы.

Этот начальный этап разбора музыкального произведения считается законченным, если ученик может в осторожном темпе, с небольшими замедлениями в трудных местах, с небольшим количеством поправочных остановок проиграть пьесу от начала до конца, но нет незамеченных и неосознанных ошибок в области чтения нот и ритма.

 

2.

Дальнейшая организация работы ученика очень ответственна. Перед учеником стоит ряд сложных задач - соединение игры по нотам и наизусть, преодоление двигательных трудностей, углубление выразительности, уточнение звучности, распределения звучности по вертикали и горизонтали, педализация, уточнение ритмики и движения, достижение единства темпа.

Работа над звуком, педализацией, артикуляцией, фразировкой, агогическими оттенками требует активнейшего участия слуха, а значит – разумной организации занятий.

Разумеется, у каждого ученика есть свои индивидуальные особенности и свои специфические трудности, да и произведения, над которыми проводится работа, различны, поэтому педагогу необходимо владеть самыми разнообразными приемами и методами работы, постоянно расширяя и совершенствуя их. Ведь часто то, что помогло с одним учеником, противопоказано другому.

Педагог на этой стадии работы должен сконцентрировать свое внимание на самых слабых сторонах ученика. Научить его как можно скорее соединять разные типы работ – выучивание на память, например, с выразительной игрой.

Работа над звуком, над выразительностью – ювелирная работа и педагог должен посвятить этой важнейшей стороне много времени в классе, уделяя внимание достижению рельефности, контрастности, работе над кульминациями, окончаниями и цезурами.

Чрезвычайно важна работа над единством темпа, которая достигается путем сопоставления различных частей и деталей.

В работе над трудными техническими моментами необходимо научить ученика методу удлинения – влево и вправо, а также методу окружения той или иной технической прорабатываемой детали. Важно как можно скорее выучить эти трудные места на память. В плане

технической работы распространена также работа над различными вариантами – это варианты ритмические, артикуляционные, силовые, то есть замедленная игра ровным форте, разной нюансировкой и т.д. Ученик не должен смотреть на эту работу как на магическое средство, не злоупотреблять ею и лучше всего, если эти варианты посоветует и выберет педагог.

Самые серьезные проблемы возникают с заучиванием наизусть. Когда требовать и как научить запоминать музыкальный текст? Здесь важен и другой вопрос – сколько времени удерживается в памяти выученное произведение. Педагог в своей работе должен учитывать, что заучивание на память должно иметь место только после окончания стадии разбора музыкального произведения и совпадает примерно со стадией работы над техникой. Не существует абсолютно чистой слуховой, зрительной или моторной памяти, как правило, мы пользуемся одновременно всеми её элементами. Ведь естественное, непроизвольное запоминание часто подводит. Необходимо сознательное закрепление интеллектуальными, логическими приёмами, например: знание модуляционного плана, различий в репризе и экспозиции, кадансовых оборотов, различных приемов гармонизации, а затем и зрительными компонентами.

Разумеется, все зависит от налаженности и самостоятельности ученика. Учащийся должен понять разницу над работой, которая проводится по нотам и исполнением без нот.

Особую важность приобретают требования педагога для проверки и закрепления знания наизусть. Первый метод работы это проверка умения ученика начать играть с любого места, с опорных пунктов, со второго предложения, с появления другой фактуры, с другой тональности. Трудность заключается в том, что для выполнения этого задания ученику надо быстро представить в уме всю пьесу и усилием воли, включить точный ход движения. Особенно важна эта проверка, когда ученик привыкает играть всю пьесу целиком.

Другой метод работы это повторение любого места изучаемого произведения после игры педагога.

Умение проиграть пьесу в медленном темпе также чрезвычайно полезно, так как разрывается цепь моторных движений, что ведет к ослаблению двигательного автоматизма, так как цепь образов теряет отчетливость.

Полезно проверить знает ли ученик отдельно мелодию и аккомпанемент, а также партию левой руки на память. Как эффективный метод работы можно порекомендовать и изучение с конца по звеньям в обратном порядке отдельных трудных пассажей и мест.

С младшими учениками очень полезно проиграть окончание одной пьесы и начало следующей, что позволяет усилить сравнение разных по характеру и темпу музыкальных образов и научить ученика перестраиваться между ними.

Этот этап работы считается законченным, когда ученик может сыграть пьесу от начала до конца гладко, выразительно, наизусть, с хорошей звучностью. Необходимо помнить, что достижением правильного исполнения незаканчивается, а только начинается вся работа над музыкальным произведением.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал