Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА. Развитие музыкально – слуховых способностей ученика.






1.

Комплекс музыкальных способностей ученика для обучения игре на фортепиано чрезвычайно сложен и многогранен. Можно выделить несколько главных моментов.

Педагог в своей работе должен ориентироваться на особенности детской физиологии, подготавливая все органы, развитие которых необходимо для игры – зрение, слух, осязание. При этом надо помнить, что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат теснейшим образом взаимосвязаны. Так широкое поле зрения способствует более легкому слуховому восприятию, а также беглому чтению с листа. Это в свою очередь облегчает задачу организации пианистического аппарата, помогает избежать излишнего напряжения, что дает свободу слуху, а хорошее осязание оставляет простор для вслушивания и зрительного охвата текста.

Остановимся на зрении, так как именно сужение зрительных полей, сложности, связанные с работой глазных мышц и снижение остроты зрения мешает ребенку продуктивно работать. Многие моменты можно очень просто проверить, например, с помощью мяча, насколько подвижно глазное яблоко. Ребенок не должен помогать глазам, поворачивая голову. Сужение периферии зрения преодолевается тренировкой глазных мышц, а вертикальный охват клавиатуры ориентиром на черные клавиши, так как именно они четко запечатлеваются в поле зрения. Работая с маленькими детьми, педагог должен знать, что зрение его ограничено распознаванием более крупных предметов, а мелкие он видит только на удалении не более 30-35 см, тогда как расстояние до пюпитра на рояле обычно превышает 50см. Значит, ноты для начинающих учеников должны быть крупные.

Каждое прикосновение к клавише есть физиологический процесс и для распознавания тактильных ощущений у каждого человека есть особые отделы центральной нервной системы. Подушечки пальцев – наиболее чувствительный орган. Давно известно, что именно мелкие пальцевые движения устраняют у маленьких детей задержку речи, а пение, связанное с регулировкой дыхания, недостатки логопедического плана. Но недавние медицинские открытия подтвердили и другое – прямое влияние занятий музыкой на развитие интеллекта ребенка.

Понятие музыкального слуха включает в себя ряд компонентов – звуковысотный слух, относительный и абсолютный, мелодический, полифонический, гармонический, темброво-динамический и внутренний слух. Наличие последнего особенно важно для развития музыкально-слуховых представлений ученика.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития безграничны. Но успешное развитие слуха зависит от многих факторов, особенно от раннего погружения ребенка в мир музыки. Если один из компонентов музыкального слуха развит не достаточно, страдает весь процесс обучения.

Еще одной стороной развития слуха является вокальная составляющая, то есть способность правильно интонировать мелодию голосом. Именно поэтому многие дети при приемных испытаниях не могут повторить и спеть данную им мелодическую линию. Несовершенство и неумение управлять своими голосовыми связками часто компенсируется у исполнителей со временем развитием внутреннего слуха.

Что же влияет на развитие различных компонентов слуха?

Мелодический слух развивается лишь в том случае, если внимание ученика педагог направляет не на отдельные звуки, а на звукообразование интервалов и выработку горизонтального линеарного мышления. Проявляется и формируется он на основе развития гармонического слуха, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой развития полифонического слуха. Это, прежде всего, освоение мажоро-минорной системы и различные приемы собирания отдельных звуков в аккорды. На развитие звуковысотного слуха в значительной степени влияет пение, особенно в сочетании с игрой на инструменте, транспонирование, занятие сольфеджио.

Но, пожалуй, наиболее важной задачей для фортепианного педагога является воспитание звукотембрового слуха, или «звукотембровой воли», как называл это К.Мартинсен. Отсутствие его у исполнителей не компенсируется ничем.

Под понятием музыкальности мы обычно имеем в виду отзывчивость ученика на эмоциональную сторону музыки. Далеко не у всех детей она выражена сразу. Она формируется и развивается под влиянием ярких и многообразных, жизненных, а также музыкальных впечатлений ребенка и развития его творческого воображения. При этом очень важна роль личностных качеств ученика и его внутреннего мира.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал