Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий
В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Собственные доходы включают налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Также это доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. Основные направления использования средств региональных бюджетов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ проведение выборов и референдумов субъектов РФ, обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Бюджет местных органов самоуправления. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В их состав входят: местные налоги и сборы (земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы), доходы от приватизации (доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам) Главные регулирующие доходы местных бюджетов - отчисления от НДС, акцизов; налога на прибыль (доход) предприятий; подоходного налога с физических лиц. В соответствии с БК РФ исключительно из местных бюджетов финансируются содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов. Выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Помощь федерального бюджета в социально-экономическом развитии территорий. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы: • дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; • субвенции на финансирование отдельных целевых расходов Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом. Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы; других целевых расходов. Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах: • на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления; • субвенции на финансирование отдельных целевых расходов; • другие формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ. Пути совершенствования формирования доходной и расходной части региональных и местных бюджетов. Для повышения доходности территорий и совершенствования исполнения местного и регионального бюджета необходимы усилия по нескольким направлениям. Это эффективное управление муниципальной собственностью, увеличение собственной налогооблагаемой базы (путем привлечения регистрации и размещения налогоплательщиков), активизация деятельности хозяйствующих субъектов, проведение ревизии бюджетных учреждений и т.д.
10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания, источники формирования и направления использования Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года (в ред. от 5 августа 2000 года). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства. К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие: - целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; - участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения; - расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования; - организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР; - развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов; - осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; - участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. К источникам образования Пенсионного фонда относятся: - страховые взносы работодателей; - страховые взносы граждан РФ; - ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий. Руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России. В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года). Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации. Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же). Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право: - свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; - устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; - принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; - предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Страховая медицинская организация обязана: - заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию; - заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями. Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.). Социальное обеспечение народа во всех государствах — одна из важных задач парламентов и правительств. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма.
Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования.
Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования. Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ,
Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции: • концентрация денежных средств государства на социальное страхование; • обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет); • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников; • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; • частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей. Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. 11. Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах: • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; • разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы: • нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; • целевые трансферты; • компенсационные выплаты. Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов: Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах; Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах; Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы. Трансферты обычно выполняют следующие функции: • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории; • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов; • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности; • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории; • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста. 12. Бюджетная классификация, её характеристика. Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов. Бюджетная классификация Российской Федерации включает: 1. классификацию доходов бюджетов ( а)налоговые и неналоговые доходы(налог на прибыль, доходы, товары, имущество, от внешнеэкономической деятельности от оказания услуг, продажи мат. и немат. активов); б)безвозмездные поступления (от негос. организаций, гос. Организаций, других бюджетов)); 2. классификацию расходов бюджетов: а) общегосударственные вопросы (о функционировании Президента РФ, законодательных органов, Правительства, судебная система, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, обслуживание государственного и муниципального долга, международные отношения и международное сотрудничество); б) национальная оборона (Вооруженные силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных сил Российской Федерадии и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка) в) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, внутренние войска, органы юстиции, обеспечение пожарной безопасности, миграционная политика.) г) национальная экономика (общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, с/х, лесное и водное хозяйство); д) жилищно-коммунальное хозяйство (благоустройство, жилищное и коммунальное хозяйство); е) охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод); ж)образование (дошкольное, общее, среднее, высшее); з) культура, кинематография, средства массовой информации; и) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная мед.помощь, амбулаторное лечение, скорая мед.помощь, физ.культура и спорт); к)социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, охрана семьи и детства); л)межбюджетные трансферты (дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов). 3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; а)источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации); б) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов (государственные ценные бумага, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте) 4. классификацию операций публично-правовых образований (доходы, расходы, поступление и выбытие нефинансовых активов, поступление и выбытие финансовых активов, увеличение и уменьшение обязательств). Кроме того, предусмотрена классификация: • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; • видов государственного внешнего долга РФ. Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как: - контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы; - получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; - формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса; - обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы. Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях. Бюджетное планирование - это процесс формирования размеров бюджетных средств, которые можно мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения заимствований. Бюджетное планирование основывается на использовании разных методов. Одним из них, как уже отмечалось является балансовый метод, суть которого заключается в обязательном сбалансировании доходов и расходов. Распределять и потреблять можно только то, что произвели. Сбалансированность плана экономического и социального развития и совершенствование пропорций в экономике, стойкое ее развитие создают условия необходимые для формирования и исполнения сбалансированного и реального бюджета. С помощью балансового метода устанавливаются правильные пропорции в распределении бюджетных средств между центральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управление с целью обеспечения их потребностей в финансовых ресурсах. Балансовая увязка доходов и расходов бюджета обеспечивает его стойкость и создает необходимые условия для успешного исполнения как государственного, так и каждого вида местных бюджетов. Расчеты отдельных статей доходов и расходов осуществляются при помощи таких методов: - прямого счета; - нормативного; - аналитического; - экстраполяции. Основой каждого из них (методов) является экономический анализ. Главная цель анализа – определить перспективы выполнения бюджета до конца года, т.е. установить какими будут поступления с отдельных источников и суммы ожидаемых расходов. Метод прямого счета используется при планировании проекта бюджета на один (предстоящий) год. Этот метод заключается в осуществлении детальных плановых расчетов каждого элемента доходов или расходов. Например, планирование акцизного сбора предусматривает проведение расчетов по каждому виду подакцизных товаров. К методу прямого счета относится сметное планирование, которое осуществляется по статьям расходов. Нормативный метод предусматривает планирование отдельных показателей на основе установленных нормативов (например: сумма расходов на охрану здоровья в расчете на одного жителя). Другой пример по образованию, что в соответствии с действующим законодательством Украины расходы на образование должны быть не меньше чем 10% национального дохода. Реально этот показатель в последние годы значительно ниже, т.к. бюджетные ресурсы ограничены и перераспределяются на другие, не менее приоритетные расходы. Однако нормативы постоянно следует пересматривать и уточнять из-за изменения законодательства и т.д. Аналитический метод. Сущность аналитического метода заключается в том, что определяется не общая величина того или другого показателя, а его изменение в плановом периоде под влиянием отдельных факторов по отношению с базовым периодом. Метод экстраполяции основывается (формируется) на определении бюджетных показателей на основе установления стойкой динамики их развития. Расчет бюджетных показателей осуществляется на основе достигнутого в предыдущем периоде уровня развития и его корректировки на относительно стабильное развитие страны. Этот метод имеет свои недостатки. Во-первых он не дает возможность увеличить или уменьшить бюджетные доходы в зависимости от разных обстоятельств в плановом году (изменение законодательства, работы налоговых и других контролирующих органов). Во-вторых, он негативно влияет на экономное использование бюджетных средств, поскольку их планирование осуществляется исходя из достигнутого уровня в предыдущем году.
|