![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический абсолют Данте ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Помимо того, что Данте иллюстрирует, как и за какие именно грехи человек, принадлежавший к той или иной политической группировке, наказывается в Аду или возносится в Рай, он пытается устами героев передать свой политический идеал, а также предсказать судьбу своей страны. Основной работой, которая касалась политических воззрений Данте, был трактат «Монархия» (ок.1312-1313 г.), в котором он впервые провозгласил принцип разделения властей на светскую и духовную. Но этой теме много посвящено и в «Божественной комедии». Данте мечтает об империи с Италией во главе и под управлением сильного монарха.[17] Флорентиец пришел к этому не сразу. Как известно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных и от Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью которого объединиться Италия. А лучшим вариантом государственного управления Данте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает. Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество, «к Риму, как к зерцалу поднял веки». Церковь же, в идеале Данте, возродиться, оставив свои посягательства на мирское правление. Посмотрим, что об этом пишет Данте в «Комедии», и на что он надеется. Уже первые страницы «Божественной комедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу», можно трактовать как поиски политической истины. Этот дикий, дремучий, неприступный лес — есть верная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, но гражданской и политической смуты, царившей в его отечестве.[18] Появляется Вергилий и говорит о том, что для того чтобы найти истину (т.е. взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым про политическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, что победить волчицу (которая преградила путь Данте) сможет только «славный Пес». По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но и мирскую власть римской церкви. Пес — это избавитель, которого ждет Данте. Об этом правителе размышляет и сам автор, после встречи с папой Адрианом V: Будь проклята волчица древних лет... Идет ли тот, кто эту тварь изгонит? О том, что он точно придет, говорит Беатриче: Когда Пятьсот Пятнадцать вестник бога, Воровку и гиганта истребит... Гигант и воровка это аллегорические обозначения французского короля и церкви, от которой избавит мир Вождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсот пятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленным давали слово Dux, т.е. вождь. Но кто же он? Критика считает, что ожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице.[19] Но на это счет существуют различные мнения. Возможно за этим образом стоит личность Генриха VII, которого Данте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю: Воссядет дух державного средь вас Арриго, что Италию спасая, Придет на помощь в слишком ранний час Но Арриго, т.е. Генрих VII, умер, не успев реализовать надежд Данте. Также есть мнение, что под великим освободителем подразумевается некто, Угуччионе делла Фиджиола.[20] Но большинство склоняется к мысли, что поэт имел ввиду Кане Гранде. Кан Гранде де Скала (1291-1329) в раннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главой гиббелинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждении поборником императорской власти в Италии».[21] Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который после своего изгнания стал относиться к гибеллинам с большим пониманием, не только верил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью часть своей поэмы. За то, что он подразумевал под вождем- освободителем именно его говорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane — собака. Во-вторых, Данте пишет о Ломбардце (т.е. Бартоломео делла Скалла — старшем брате Кана) и его сильном последователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.[22] Твой первый дом в скитальческой судьбе Тебе создаст Ломбардец знаменитый, С орлом святым над лестницей в гербе. С ним будет тот, кто принял в первый час Такую мощь от этого светила, Что блеском дел прославиться не раз. Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»: Не прах земной и не металл двухсплавный, А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит, меж войлоком и войлоком державный. Эта последняя строчка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположением Вероны, т.е. между городом Фельтро и замком Монтефельтро в Романье. А один из исследователей, пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signire de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать».[23] Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествие кого он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечте о всемирной монархии так и не суждено было сбыться. . Данте Алигьери был наиболее колоритной и выразительной фигурой своей эпохи. Он родился в переломный период истории Италии. Сложность и противоречивость творчества и взглядов великого итальянского поэта проистекает из той конкретной обстановки, в которой он жил и творил. Истинный поэт и всегда философ, осмысляющий свою эпоху, ищущий новые пути. Предметом забот настоящего поэта являются его современники его родина; он живет и борется и, будучи борцом, не может не быть политиком. Художественно-психологическая противоречивость Данте, как она ни показательна и ни любопытна сама по себе, является лишь выражением гораздо более глубокой раздвоенности его сознания. Ведь Данте не только поэт и политический мыслитель, он — социолог. Взгляды Данте не были связаны целиком и полностью с каким-нибудь одним определенным классом. Данте Алигьери был провозвестником Возрождения, пионером реалистического восприятия мира и человека, человеком нового времени и в то же время человеком средневековья с присущими ему взглядами. Энгельс справедливо говорил, что о мыслителе нужно судить не по тому, что было у него неизбежно переходящим, а по тому, что он внес нового, прогрессивного. Только такой подход является действительно верным.[24] Наши попытки рассматривать взгляды Данте под разными углами зрения, в разных плоскостях и планах, потеряли бы всякий смысл, если бы мы забыли, что все плоскости и планы пересекаются, переплетаются друг с другом, вырастают один из другого и, не совпадая, образуют все же нечто единое — неповторимую фигуру гениального Данте.[25] На него наложили отпечаток почти все слои итальянского общества. Корни идеологии Данте приходится искать то в интересах городских комунн, то в потребностях зарождающейся буржуазии, то в настроениях пополанской массы, а то и в предрассудках дворянской знати. Тем и интересно рассматривать взгляды Данте, что в его трактатах и стихах запечатлелась вся бурная и многообразная жизнь переходной эпохи. Ничуть не упрощая идеологии Данте, мы имеем право заявить, что Данте прежде всего, идеолог городской коммуны. Он первым с огромной силой выразил интересы развития «первой капиталистической нации». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алигьери Д. «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского. М., 1920. 2. Баткин Л. М. «Данте и его время. Поэт и политика.» Изд. «Наука».М., 1965 3. Бокаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с итал. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 4. Дживегелов А.К. «Данте Алигьери» ОГИЗ.М., 1946. 5. Доброхотов А.Л. «Данте Алигьери». Изд. «Мысль».М., 1990 6. Котельникова Л.А. «Феодализм и город в Италии в VII-XV вв.» Изд. «Наука».М., 1967 7. Дж. А. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений. Изд. А.С. Суворин.Спб., 1893. 8 Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия» М., 1980. 9. Мокульский С.С. «Итальянская литература» М., 1966. 10. Интернет-сайт https://dante-a.com/.
[1] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [2] Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М., 1980 [3] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [4] Мокульский С.С. «Итальянская литература» М., 1966 [5] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [6] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [7] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [8] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [9] Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского..М., 1982. [10] Д. Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М., 1898 [11] Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит. Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975 [12] Котельникова Л. А. Феодализм и город в Италии в VII-XV вв. Изд. Наука. М., 1967 [13] Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского..М., 1982. [14] Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского..М., 1982. [15] Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского..М., 1982. [16] Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с итал. М. Лозинского..М., 1982. [17] Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М., 1965 [18] Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб., 1893. [19] Данте Алигьери. Божественная комедия часть 2 с объяснениями и примечаниями. Пер. с ит. Горбова М.А. М., 1898. [20] Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб., 1893. [21] История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд.МГУ.М., 2000 [22] Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М., 1898 [23] А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» Изд. «Мысль».М., 1990 [24] Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М., 1965.
[25] А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» ОГИЗ.М., 1946.
|