Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение документа. История развития документирования.
Всякий документ, чтобы его изучать, нужно разложить на части: 1. Заголовочная часть (название, дата, автор, адресат и др.); 2. Содержательная часть (текст) 3. Оформляющая часть (подпись, визы, грифы согласований, печать).
Составными частями документа являются реквизиты. Совокупность реквизитов, составляющих конкретный документ называются формуляром (формуляр акта, протокола по каждому пункту постановления, служебного письма и другое). Развитие формуляров документа идет в течение многих веков и зависит от права, принятого в данной стране, а также зависит от материалов и орудий письма и культурного уровня развития общества.
Лекция №8. Виды и формуляры документов 16-17 века.
Всякий документ состоит из совокупности отдельных частей. Главный реквизит, из-за которого создается документ- текст документа.
Развитие формуляра документа идет в течение многих веков и зависит от права, принятого в данной стране и от материала для письма, от орудия письма и от общего культурного уровня развития общества. (Посольский приказ - один. Из самых древних). Документы 16 века: писцово-переписные книги, учетные, дипломатические, юридические, статистические. Грамотка появляется еще в 14 веке. Грамоты для служилых сословий (это дьяки и подьячие). Первый вид документа - грамота (был предназначен для многих случаев и эти случаи (управленческие ситуации) давали грамоте множество разновидностей.) В последствии появляются и развиваются другие виды документов. В 16-17 веке правит царь, а бояре являются законосовещательным органом при царе. Исходя из этого устойчивая формулировка документа того периода " царь указал, а бояре приговорили". Отсюда 2 вида документа: указ и приговоры. Все решалось коллегиально, но тем не менее у нас был высшим органом совет, а выше президиум верховного совета. Указ и приговор - документация распорядительная, поскольку изъявляет волю одного человека. И эти вилы документов, указ и приговор, использовались, если вышестоящие (царь и боярская Дума) хотели изъявить свою волю нижестоящим. То есть это та документация которая двигалась сверху вниз. Подчиненные вверх вышестоящие структуры посылали отписки. Отписка - вид документа ля служебных отношений характеризующих движение документа снизу вверх. Воеводы на местах писали отписки и при них в приказных избах сидели дьяки и подьячие. Это был аппарат воеводы. Физические лица также могли обращаться к царю. (Челобитная) челобитная - документ двигался от физического лица вверх к царю. При написании челобитной всегда использовалось полное титулование царя. А в отписках сокращенное титулование царя. Че лобная еще называлась челобитье. Жаловались на воеводу, жаловались на приказных людей. Равностоящие должностные лица сообщались документом память. Переписка идет между равными. Нельзя указать или приказать. Переписка идет по памяти. Еще один вид документа.- в судебном делопроизводстве для фиксирования допросов составлялся документ - расспросные речи. Вид документа следующий сказка (в том числе используется в судебном делопроизводстве). Сказка - это управленческий документ, в котором описывается факты, обстоятельства, которые требуют рассмотрения или решения. Как правило и то и другое. 07: 58: 09 Формуляр документов этого периода имеет столбцовый вид. То есть это столбечек. Поэтому применительно к 16-17 веку мы говорим о столбцовом делопроизводстве. Столбец состоял из конкретных документов, которые подклеивались друг к другу по мере рассмотрения вопроса изложенного в инициативном документе вплоть до документа, содержащего итоговое решение по вопросу. В основу инициативного документа мог быть челобитная. Каждый документ представлял собой листок шириной в 17 см. Место склейки листов называлось сстав. Эти полоски узкой бумаги подклеивались друг к другу и сворачивались в свиток. С 14 века в русском государстве приводная бумага. Писали документы железистыми чернилами, коричневыми. Текст письма писался только на одной стороне. Все документы писались (главная особенность 16-17 века) на имя царя Независимо от того, куда документ направлялся. В начальной части текста ставилась дата. Используется юлианский календарь. В некоторых документах кроме даты содержится отметка о месте составления данного документа. Например " писана на Москве". Юридическую силу документу придавали припись дьяка и скрепа подьячего. Припись дьяка начиналась на обороте документа и писалась по слогам на сставах и заканчивалась на лицевой стороне документа под Текстом для защиты информации. Справа подьячего также начиналось на обороте на сставах и также по слогам. И заканчивалось тоже под текстом на лицевой стороне документа. Но уже под приписью дьяка. На практике слоги дьяк могли указываться в правой части оборота документа, а скрепа подьячего указывал свои слоге в левой части на обороте по сставом. Подьячий составлял документ и путем проставления скрепы указывал что документ составлен правильно, по оформлению. Ответственность за содержание документа обозначалась приписью дьяка. То есть всю ответственность по сути решения брал на себя дьяк посредством приписи. Существовал еще один сценарий составления документа в приказе. Когда на нем ставились справа и также скрепа и припись. Молодчик подьячий в этом случае справлял документ (писал его) и ставил справа. Старший подьячий проверял правильность составления и оформления документа и ставил скрепу (скреплял). И уже впоследствии следовала припись дьяка, что он несет ответственность. В 16 веке начинает появляться реквизиты сопровождающие движение документа. Так например уже в этот период на обороте столбца проставляется отметка о получении документа то есть дата получения документа, должность имя и фамилия получателя (имя, прозвание). Иногда также на обороте проставляла со резолюция дьяка о том, как исполнить документ. Вот эти две отметки (отметка о получении и резолюция дьякона) на обороте документа являются прообразом современных нам реквизитов отметка о получении документа и резолюция. Все документы пошитые в дальнейшем в дело получил свой порядковый номер внутри дела. Иногда к приписи дьяка и скрепи подьячего добавлялась еще сургучная печать. В свиток продергивался шнур, выводилось два конца. Они скреплялись сургучной печатью. В этот период продолжают составляться договоры, по большей части дипломатические и в этот период появляется институт площадных подьячих. Это считается зарождением лотариата, когда за определенную плату любой крестьянин или мещанин мог попросить площадного подьячего написать челобитную.
Лекция №9.
|