Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема белорусской государственности в 1941-1945 гг.
Накануне войны территорию БССР составляли 10 областей и 188 районов общей площадью 225, 7 тыс. кв. км., на которой проживало 10 млн. 528 тыс. человек. Беларусь входила в состав СССР как одна из 16 республик, полностью подчинявшихся центральной власти во главе с партийно-государственным аппаратом. Советское правительство принимало меры к тому, чтобы укрепить свою безопасность и обороноспособность. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Беларусь одна из первых приняла на себя удар мощной гитлеровской военной машины. В СССР вводится военное положение. 30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР создается Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО) - орган, сосредоточивший всю полноту власти в государстве, в том числе военное, политическое и хозяйственное руководство страной. В первые дни войны создается Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР, органы управления фронтами и наркоматами, Комитет по распределению рабочей силы при Бюро СНК, Совет по эвакуации при СНК СССР, Советское информационное бюро и другие органы. Вторжение и продвижение немецких войск потребовало от партийно-советского руководства БССР срочного решения ряда неотложных вопросов: возведения оборонных сооружений, создания отрядов народного ополчения, истребительных батальоны и боевых групп для борьбы со шпионами, диверсантами, парашютистами противника, эвакуации населения, промышленных предприятий и др. 19 сентября 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны вводится обязательное обучение всего взрослого мужского населения и некоторых категорий женщин военному делу. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 октября 1941 г. «Об уголовной ответственности граждан, уклоняющихся от всеобщего обязательного обучения военному делу» разъяснил условия и порядок привлечения к уголовной ответственности граждан, не исполняющих указанной обязанности. В частности, было разъяснено, что следует применять ст. 68 УК РСФСР за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, а в союзных республиках, в УК которых не имелось соответствующей статьи, следовало по аналогии применять иные статьи кодекса. Согласно постановлению СНК СССР от 26 июня 1941 г. население обязывалось сдать в пятидневный срок радиоприемники и иные радиол передающие устройства органам наркомата связи, а согласно постановлению СНК СССР от 22 августа 1941 г. – призматические бинокли районным военкоматам. Виновные в невыполнении указанных постановлений, привлекались к уголовной ответственности. В первые месяцы войны было мобилизовано в армию более 500 тыс. граждан БССР. К концу войны в рядах армии находилось 1 млн. 100 тыс. белорусов, из которых 217 являлись генералами и адмиралами. 300 тыс. белорусов было награждены орденами и медалями, 309 стали Героями Советского Союза. На оккупированной территории Беларуси был установлен фашистский оккупационный режим – система политических, экономических и военных мер, направленных на ликвидацию советского строя и государства, грабеж национального богаства, порабощение людей и др., о чем говорилось в плане «Барбаросса», специальных инструкциях, директивах немецкого командования. Стремясь ликвидировать Беларусь как государство, фашисты произвольно расчленили территорию республики на отдельные части. Для осуществления своих замыслов немецко-фашистские оккупанты создали в Белоруссии огромный военно-полицейский аппарат. В городах, районных центрах и крупных населенных пунктах имелись военные гарнизоны, специальные подразделения войск СС, различные службы и подразделения жандармерии, тайной полевой полиции (ГПФ), полиции безопасности и службы безопасности (СД), полевые и местные комендатуры и другие карательные органы. Была создана также разветвленная сеть тюрем и концентрационных лагерей. Массовым уничтожением советских людей занимались специальные оперативные группы и команды. Им разрешалось применять любые средства подавления и уничтожения. За неповиновение фашистским властям (неявка на регистрацию, выезд без разрешения за пределы постоянного места жительства, оказание помощи военнопленным и партизанам, невыход на работу и др.) предусматривался расстрел без суда и следствия. Широко применялся расстрел ни в чем не повинных людей, схваченных фашистами в качестве заложников. Кроме немецких военных органов, на оккупированной территории БССР действовала система органов гитлеровской оккупационной гражданской администрации. Чтобы облегчить выполнение своих замыслов и создать видимость самоуправления, оккупационные власти создали систему органов «местного управления»: городские, районные, волостные управы во главе с бургомистрами и старшинами. В деревнях назначались старосты. Почувствовав сопротивление белорусского народа, оккупанты пробовали образовать профашистские национальные организации - Белорусскую народную самопомощь, Союз белорусской молодежи и др. В 1943 г. в Минске прошел т.н. Второй всебелорусский конгресс и была образована Белорусская центральная рада (БЦР). Все эти органы и организации не имели поддержки у белорусского народа. Даже Рада БНР не признала их правомочными. На захваченной врагом территории Беларуси в условиях жесткого оккупационного режима развернулась всенародная борьба против фашизма. В соответствии с директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29.6.1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей принимается директива ЦК КП(б)Б от 30.6.1941 г. о подготовке к переходу на подпольную работу парторганизаций районов, которые были под угрозой оккупации, а также директива от 1.7.1941 г. о развертывании партизанской войны в тылу врага. Первые партизанские бригады возникли в Витебской и Минской областях. В 1942 г. постановлением ГКО был образован Белорусский штаб партизанского движения, который 2 октября 1942 г. приступил к выполнению своих задач. К концу 1942 г. на территории Беларуси действовало уже 56 партизанских бригад. Всего в период войны в Беларуси героически сражались с оккупантами 374 тыс. партизан, действовало 1255 партизанских отрядов, с которых 258 действовали отдельно, а остальные были объединены в 213 бригад[1]. Партизанское руководство выполняло функции органов власти (регистрировало гражданские сделки, браки граждан и др.), а также функции судебных органов. Против фашистов героически сражались подпольщики Беларуси (более 70 тыс.). Партизаны оказали значительную помощь Советской армии в наступательных операциях 1943 г., в том числе знаменитой рельсовой войной и ее вторым этапом под названием «Концерт», который был скоординирован с наступательной операцией Красной армии.
48.Проблема белорусской государственности в декабре 1917 – ноябре 1918 года. Период с Февральской по Октябрьскую революции 1917 г. ознаменовался сосуществованием в России двух параллельных властных структур: органов Временного правительства и Советов рабочих и крестьянских депутатов (" двоевластие"). Одну из " властей" фактически возглавлял Минский Совет рабочих депутатов и местные Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов во главе с исполнительными комитетами. Ведущую роль в Советах играли представители. РСДРП(б). В октябре 1917 г. Минский Совет сформировал Временный военно-революционный комитет, позже — Военно-революционный комитет Западной области и фронта (Военревком), который провозгласил себя властью на территории Беларуси и Западного фронта. В ноябре 1917 г. произошло объединение всех Советов в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта и был создан Областной исполнительный комитет Западной области и фронта (Облискомзап). Власть Временного правительства России в белорусских губерниях и прифронтовой полосе представлял Комитет общественного порядка и безопасности. Состоял из представителей городской думы, земств; во главе стал выборный минский губернский комиссар. Цель — создание нового органа власти вместо губернского правления. Кроме того, значительную силу представляли руководящие органы Западного фронта. В октябре 1917 г. сторонниками Временного правительства (в основном эсеры и меньшевики) в Минске был образован Комитет спасешит революции Западного фронта. Его отделения имелись в крупных городах Беларуси. В ноябре приказом Во-енревкома Комитет спасения революции был распущен, а Ставка Верховного главнокомандующего в Могилёве упразднена. К концу 1917 г. главной силой на Беларуси, как и во всей России, стали Советы. Одновременно с формированием советских органов власти расформировывались старые — земские управы, городские думы и т. д. Кроме того, существовало мощное националистическое движение. К его органам относился Белорусский национальный комитет. Он был образован в марте 1917 г. на съезде национальных организаций в Минске для выработки вопроса об автономии белорусских земель в составе Российской республики. Белорусский национальный комитет действовал в сотрудничестве с Временным правительством. Центральная рада белорусских организаций, позже - Великая белорусская рада (июль 1917 г.), сменила Белорусский национальный комитет. В её состав вошла Центральная войсковая белорусская рада, представлявшая интересы фронтов. Великая белорусская рада поддержала Комитет Спасения революции. 30 ноября 1917 г. Великая белорусская рада опубликовала " Воззвание ко всему белорусскому народу", в котором объявлялось о стремлении создать в Беларуси демократическую республику, предоставить крестьянам землю. Органом власти должна была стать Краевая рада. 15-17 декабря_[9]7.rvпроходил 1 Всебелорусский съезд. На съезде было принято решение отложить вопрос о будущем государственном устройстве Беларуси до созыва Белорусского учредительного собрания. До его созыва власть должна быть передана Всебелорусскому Совету крестьянских, солдатских и рабочих депутатов; остальные органы власти должны были прекратить своё существование. В результате I Всебелорусский съезд был разогнан большевистским СНК Западной области. На подпольном заседании I Всебелорусского съезда было принято решение отстаивать национальную независимость. После наступления германских войск в феврале 1918 г. 06-лискомзап и СНК Западной области переехали в Смоленск. 21 февраля 1918 г. исполком Всебелорусского съезда принял I Уставную грамоту. В ней провозглашалось: функции правительства до созыва Белорусского учредительного собрания (сейма) будет исполнять Народный секретариат Беларуси (председатель - Я. Варонка); формально о создании белорусского государства Объявлено не было. Согласно грамоте, Беларусь должна была являться автономией в составе России. После заключения между Советской Россией и Германией Брестского мира 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял II Уставную грамоту. В ней провозглашалось создание Белорусской Народной Республики; БНР объявлялась демократической страной; полНота власти передавалась Раде Всебелорусского съезда. В начале марта 1918 г. Рада Всебелорусского съезда была преобразована в Раду БНР. Германия отказалась признать юридическую силу II Уставной грамоты и рассматривала Беларусь в качестве оккупированной части России. Вместе с тем руководство Народного секретариата Беларуси рассматривало возможность провозглашения независимости. 25 марта 1918 г. была принята III Уставная грамота, ' которая касалась следующего: Беларусь провозглашалась независимым и свободным государством; признавались достижения Февральской и, частично, Октябрьской революции (национализация земли и её передача крестьянам, 8-часовый рабочий день). После этого германские оккупационные власти разогнали Раду и Народный секретариат и запретили их деятельность. В результате националистическое движение в Раде БНР раскололось на два направления, каждое из которых сформировало своё правительство БНР. Правые образовали Народный секретариат БНР; они пытались восстановить независимость Беларуси с помощью германских оккупационных войск. Левые образовали Раду пяти. В июне 1918 г. оба крыла пришли к соглашению и сформировали новый состав Народного секретариата, который нашёл поддержку у немецких властей. Представители Рады были назначены на должности советников при немецких комендатурах. В октябре 1918 г. Рада утвердила Временную Конституцию БНР и переименовала Народный секретариат в Раду народных министров БНР. Вскоре новое правительство БНР переехало в Литовскую республику. После этого существовало несколько политических органов белорусского национального движения в эмиграции.
49.Проблема белорусской государственности в ноябре 1918 – июле 1920 гг. После ухода с территории Беларуси германских оккупационных войск, в Смоленске 30 декабря 1918 г. был проведён I Съезд РКПБ(б), принявший следующие решения: • создание Советской Социалистической Республики Белоруссии на месте Витебской, Гродненской, Минской, Могилёвской, части Виленской, Ковенской, Смоленской губерний; • во главе ССРБ стоит Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси (переехавшее в Минск) во главе с председателем Д. Жилуновичем; •территория ССРБ делится на 7 районов и 53 подрайона. В " Манифесте Временного рабоче-крестьянского Советского правительства" 1 января 1919 г. было провозглашено следующее: • образование Советской Социалистической Республики; • передача власти Советам рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов; • руководящие органы БНР были объявлены вне закона; • равенство всех трудящихся независимо от национальности; • переход земель, лесов и вод, железных дорог, фабрик, заводов и банков в собственность народа; • 8-часовой рабочий день. • Вопрос о территории ССРБ в " Манифесте" не рассматривался. Власти ССРБ в целом подчинялись указаниям большевистской партии из Москвы. В феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов была принята Конституция ССРБ и избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ССРБ. Конституция включала в свой состав землю и% прочие средства производства; • закреплялись равные права и обязанности граждан; • провозглашались демократические свободы совести, слова, собраний, митингов, шествий, союзов; • гражданам других государств, подвергнутых политическому и религиозному преследованию, давались права убежища; • труд признавался обязанностью всех граждан; • вводилась всеобщая воинская обязанность. В связи с продвижением польских войск в ходе советско-польской войны московское правительство РСФСР в декабре 1919 г. предложило объединить Литовскую и Белорусскую ССР в единое государственное образование — Социалистическую Советскую Республику Литвы и Беларуси (ЛитБел). В её состав вошли Минская и Виленская губернии; столица — Вильно. Был разработан проект Конституции ЛитБел. Во главе ЛитБел стояли следующие органы: СНК в составе 16 народных комиссариатов (наркоматов); ЦИК. После освобождения Восточной Белоруссии от польских войск власть в регионе временно была передана Минскому губернскому военно-революционному комитету, который 31 июля 1920 г. принял " Декларацию о провозглашении независимости ССРБ'\ Этот документ в целом " следовал " Манифесту Временного рабоче-крестьянского советского правительства". Вся власть по " Декларации" до созыва II Всебелорусского съезда Советов передавалась Военно-революционному комитету БССР. Вопрос о территории ССРБ в " Декларации" также не. рассматривался. Территориальное будущее Белоруссии в то время было неясным из-за продолжавшейся советско-польской войны, закончившейся в 1920 г. подписанием Рижского мирного договора (по которому Западная Белоруссия вошла в состав Польши). II Всебелорусский съезд Советов, созванный в Минске в декабре 1920 г., принял дополнения к Конституции 1919 г. В результате система властных органов в БССР приобрела следующий вид: • Съезд Советов - высший орган власти; • в перерывах между созывом Съезда высшим органом власти является ЦИК БССР, который избирается съездом и состоит из 60 чел.; •в перерывах между сессиями ЦИК его полномочия передаются президиуму ЦИК БССР, состоящему из 5 чел.; • СНК БССР — высший исполнительный орган, включающий и наркоматов, главы которых назначались Президиумом ЦИК: по иностранным делам, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия, народной связи, труда, социального обеспечения, рабоче-крестьянской инспекции, продовольствия, народного просвещения, Совет Народного хозяйства, чрезвычайная комиссия.
50.Проблема белорусской государственности в феврале – ноябре 1917 года. Своеобразием политической обстановки, сложившейся на территории Беларуси в 1917 году являлось наличие троевластия, которое представляли: С 3 на 4 марта 1917 г. в Минске состоялось совещание представителей городской думы, губернских и уездных земств, других влиятельных государственных деятелей с целью создания новых органов власти вместо губернского правления. Был создан «Комитет общественного порядка и безопасности» как орган местной власти, подчиненной Временному правительству в Петрограде. Совет рабочих депутатов, созданный в Минске в то же время, позднее стали создаваться подобные советы в других городах, уездах, воинских частях и т.д.; Комитет спасения революции, образованный 26 октября 1917г., в который вошли генералы и офицеры штаба Западного фронта и другие лица.Поскольку реальная власть была в руках военных, враждебно относящихся даже к самой идее о суверенитете Беларуси и в силу этого объединившихся с Комитетом общественного порядка и безопасности, Минский Совет приступил в октябре к формированию Временного военно-революционного комитета. Этот комитет в ноябре 1917г. был преобразован в Военно-революционный комитет Западной области и фронта (Военревкомзап). С целью объединения всех Советов и создания единого центра для координации их деятельности почти одновременно в Минске прошли съезды Советов: 19 ноября 1917 г. начал свою работу областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 18-20 ноября проходил съезд Советов крестьянских депутатов и 20-24 ноября – II съезд армий Западного фронта, на котором присутствовали представители Советов, профсоюзов и рабочих организаций Беларуси. В результате соглашения, достигнутого на этих съездах, произошло объединение всех советов в один Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта и был создан Облискомзап (Областной исполнительный комитет Западной области и фронта).В это же время шла интенсивная консолидация сил, поддерживавших Комитет общественного порядка и безопасности.
|