Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание СССР, вхождение БССР в его состав.






29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР. Этот документ был утверждён 30 декабря 1922 года I-м Всесоюзным съездом Советов и подписан главами делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР (Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923 г.

Формально в состав СССР первоначально входили только 4 союзные республики, однако некоторые другие республики уже имели договорные отношения между собой Белору́ сская Сове́ тская Социалисти́ ческая Респу́ блика, БССР (белор. Белару́ ская Саве́ цкая Сацыялісты́ чная Рэспу́ бліка, БССР) — государство, одна из союзных советских социалистических республик в составе СССР, с 19 сентября 1991 года — Республика Беларусь.

Впервые провозглашена 1 января 1919 года под названием Сове́ тская Социалисти́ ческая Респу́ блика Белору́ ссия[2], которая 31 января 1919 года вышла из состава Российской СФСР, а 27 февраля объединилась с Литовской Советской Республикой в Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии (ССР ЛитБел)CСР ЛитБел прекратила своё существование в результате польской оккупации в ходе советско-польской войны. 12 июля 1920 года в результате Московско-Литовского договора, Литбел был фактически ликвидирован. Юридически Литбел прекратил существование 31 июля 1920 года, когда в Минске была провозглашена Сове́ тская Социалисти́ ческая Респу́ блика Белору́ ссия" [4], которая стала одной из 4 советских республик, подписавших 30 декабря 1922 года Договор об образовании СССР.

 

63.Судебная система БССР в 1920-е – 1930-е гг.

Первоначально на территории БССР действовали правовые акты РСФСР, к которым с 1922 г. добавилось союзное законодательство СССР. В течение второй половины 1920-х гг. принимается целый комплекс кодексов БССР.

Гражданское право.

Постановлением Президиума ЦИК БССР на территории БССР с 1 марта 1923 г. вводился в действие Гражданский кодекс РСФСР, который стал рассматриваться как ГК БССР. В нормах ГК юридически закреплялась новая экономическая политика (НЭП). Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих.

В том же году в БССР был введён в действие Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР. Гражданское законодательство 1920-29 гг. было направлено, прежде всего, на укрепление государственной собственности.

Уголовное право.

Уголовное право БССР в 1919—21 гг. базировалось не на законе, а на принципах " революционного правосознания" и " революционной целесообразности". Это означало, что различным ревкомам, ревтрибуналам давалось право судить людей не за их конкретные нарушения уголовных норм, а за их взгляды на политические процессы, происходящие в стране. Фактически людей судили за их отношение к политике Советской власти и коммунистической партии.

С 1 июля 1922 г. ЦИК БССР решил ввести в действие на территории БССР Уголовный кодекс РСФСР без всяких изменений. С 1924 г. он стал называться УК БССР. Кодекс состоял из общей и особенной частей (всего 227 статей). За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления.

Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, поражение в правах.

Земельное и лесное право.

Аграрные преобразования в БССР получили закрепление в Земельном кодексе, принятом ЦИК БССР в 1923 г. Кодекс состоял из трех частей, регулировавших трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, а также землеустройство и переселение. В нём устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства.

После включения в состав БССР новых районов Восточной Белоруссии возникла необходимость обновления земельного законодательства. С этой целью в 1925 г. был утверждён второй Земельный кодекс. Он предусматривал как коллективное ведение хозяйства, так и допускал выделение крестьянских хозяйств на хутора. После того как в 1929-30 гг. в СССР был взят курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства, эти нормы потеряли свой смысл.

В 1924 г. в БССР был введён в действие Лесной кодекс, который рассматривался как " продолжение" Земельного. Кодекс закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, в нём содержались нормы, устанавливавшие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование.

Трудовое законодательство.

Особая роль в регулировании трудовых отношений придавалась профсоюзам, перед которыми ставились задачи, связанные с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры. Закреплялся 8-часовой рабочий день, предусматривались меры по охране труда работающих.

Судебная система. В начале 1920-х гг. государственными органами правосудия являлись народные суды, Совет народных судов, революционные и воинские трибуналы, Коллегия высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР. В зависимости от характера рассматриваемых дел народные суды действовали в составе одного судьи или же судьи и четырёх заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел государственного значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики. Совет народных судов, состав которого избирался на республиканском съезде народных судей, являлся кассационной инстанцией для народных судов.

Кроме того, функционировали чрезвычайные судебные органы: Революционный и Кассационный трибуналы. Состав Революционного трибунала утверждался ЦИК БССР. К его компетенции относились все контрреволюционные и антигосударственные преступления, а также дела по бандитизму, антисоветским выступлениям, финансовым и хозяйственным нарушениям крупных государственных чиновников. Надзор за его деятельностью осуществлял Кассационный трибунал при ЦИК БССР.

Контроль за деятельностью этих двух трибуналов возлагался на Коллегию высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР.

Такая система судебных органов просуществовала до второй половины 1922 г. В мае 1922 г. в БССР была проведена частичная судебная реформа. Вместо прежних высших судов-трибуналов образовывался Высший Суд республики и Высший Кассационный Суд. С марта 1923 г. в БССР вводилась трёхзвенная система судов: народные суды, Высший Суд БССР и Верховный Суд БССР (вместо Высшего Кассационного Суда).

Наконец, в 1924 г. было введено в действие новое Положение о судоустройстве БССР. Оно учитывало изменения в административном делении БССР, а именно вводило окружные суды в Минске и других областных центрах республики. Последующие изменения в судебной системе БССР были предприняты в 30-е гг. в связи с многочисленными территориально-административными преобразованиями.

" Белорусизация".

20-е гг. были временем подъёма белорусской национальной культуры. Значительную роль в этом играла официальная политика руководства БССР — т. н. политика " белорусизации". Основные положения национальной политики в СССР были закреплены в решениях X и XII съездов РКП (б) (1921 и 1923), которые главной целью провозглашали ликвидацию неравенства народов СССР в сферах экономической, социальной и культурной.

Правовое обеспечение политики " белорусизации":

• постановление ЦК КП(б)Б " Конкретизация платформы ЦК РКП(б) в условиях БССР" 1923 г.;

• постановление ЦК КП(б)Б " О практических мероприятиях по проведению национальной политики" 1924 г.

" Белорусизации" способствовало то, что многие деятели белорусского национальною движении в 20-е гг. вошли в состав руководящей элиты БССР (Червяков, Жилунович). Активную роль в процессе " белорусизации" сыграла комиссия по осуществлению национальной политики во главе с Хацкевичем.

Политика " белорусизации" включала следующие основные направления:

•белорусский язык: в 1920г. при народном комиссариате просвещения БССР открылись курсы белорусоведения для учителей, на белорусский язык переводится делопроизводство нескольких наркоматов, подтверждается равенство белорусского, русского и др. языков в Белоруссии;

• образование и просвещение: в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, в 1922 г. — Институт белорусской культуры (Инбелкульт) и Государственная библиотека, издательство " Советская Белоруссия", журнал " Наш край".

В результате " белорусизации" к 1928 г. 80% школ было переведено на белорусский язык обучения, на белорусский язык полностью было переведено делопроизводство всех государственных и партийных учреждениях.

В конце 20-х гг. процесс " белорусизации" был приостановлен, а в 1931 г. ЦК КП(б)Б принял постановление " Об усилении борьбы с уклонами в национальном вопросе".

 

 

64.Судебная система ВКЛ в ХIII – ХV вв.

Суд в феодальном государстве был призван охранять феодаль­ный правопорядок и обеспечивать прежде всего интересы феодалов. Судебные функ­ции осуществляли должностные лица центрального и местного управления, а также феодалы и церковь в отношении зависимых от них людей.

Высшим судом в госу­дарстве являлся великокняжеский (господарский) суд, правосудие в котором осуществлялось от имени и при участии великого князя, а в случае его отсутствия - панами-радой или специально назначенными для конкретного дела комис­сарами. Решения комиссарского суда подлежали утверждению великим князем и радой. Количество членов суда не было определено законом. Сессия господарского суда должна была начи­наться ежегодно в ноябре (в день св. Мартина), а паны-рада должны были собираться для рассмотрения судебных дел через две недели после начала великого поста (в конце февраля или в марте). Компетенция суда не была строго определена. С древности каждый свободный человек имел право обратиться к госу­дарю с жалобой (иском) по любому делу. Однако в реальной жизни такой воз­можностью обладали далеко не все феодалы, а тем более не могли добиться суда государя простые люди. В ХVІ в. господарский суд действовал в основном, как суд второй инстанции по жалобам на реше­ния низших судов, а в некоторых случаях - на решения церковного суда. По первой инстанции этому суду были подсудны дела по обвинению феодалов в заговоре и государственной измене, о самовольном присвоении государственных имений, земель и дохо­дов, о преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц, о при­надлежности к сословию шляхты, земельные споры, в которых одной стороной выступала казна. Кроме того, до 1564 г. ему были под­судны все дела крупных феодалов.

С 1529 г. получил законодательное закрепление соймовый суд, который осуществ­лялся государем совместно с депутатами сойма.

В 1581 г. высшим судом в государстве становится также Главный Литовский Трибунал (Главный суд). Его главным назначением было разгрузить великокняжеский суд по апелляционным жалобам на решения местныхсудов. Он состоял из судей, ежегодно избираемых на поветовых соймиках из местной шляхты. От каждого повета избиралось по два судьи. Дела рассматривались коллегией, состоящей из 2 - 7 судей. Для рассмотрения апелляционных дел, в которых одной из сторон выступала церковь, создавалась специальная коллегия с участием представителей духовенства. Дела в Главном Трибунале рассматривались на сессиях, которые собирались ежегодно в Вильне и попеременно через год - в Минске и Новогрудке. Особую категорию дел, которые рассматривались по первой инстанции, составляли жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц. Декреты (решения и приговоры) Главного суда были окончательными и обжалованию не подлежали. Их исполнение поручалось гродским (замковым) судам.

Замковый или гродский суд получил свое название от того, что он, как правило, осуществлялся в замках. Главными судьями в этом суде были воевода или староста. В случае отсутствия этих должностных лиц или их занятости, судебные дела рассатривались их наместни­ками. При такой замене суд осуществлялся коллегией, состоящей из наместника воеводы или подстаросты, замкового судьи и писаря. Последние назначались соответственно воеводой или старостой из числа шляхтичей, которые были местными уроженцами и знали право.

Гродскому суду были подсудны уголовные дела о нападениях на дома шляхты, о поджогах, разбоях, изнасиловании, убийстве шлях­тичей, колдовстве, отравлениях, а также гражданские дела об истребовании сбежавших крепостных крестьян и челяди невольной. Основной задачей гродского суда было осуждение лиц, пойманных с по­личным или задержанных в течение 24 часов после совершения прес­тупления. Если шляхтич-преступник в течение этого времени успе­вал скрыться в своем доме, его следовало вызывать в суд повест­кою на очередную сессию суда, но не позже, чем через четыре неде­ли. Если срок был пропущен, заинтересованная сторона могла обра­титься в земский суд.

Земский суд был наиболее типичным сословным судом шляхты. Его структура и компетенция определялись Бельским привилеем 1564 года и Статутом 1566 года. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Все они избирались шляхтой повета пожизненно и утверждались великим князем. Избранными могли быть только шляхтичи, уроженцы государства, пос­тоянно проживающие в данном повете. Земский суд собирался для рассмотрения дел три раза в году по две-три недели. Земский суд, как и гродский, свидетельст­вовал также гражданско-правовые сделки: купли-продажи, займа, мены, залога, раздела имущества и др., производил обеспечение доказа­тельств и др. Рассмотрению в земском суде подлежали все уголовные дела по обвинению шляхты, за исключением дел, подсудных господарскому и гродскому судам. В земский суд могли подаваться жалобы на незаконные действия должностных лиц данного повета.

Подкоморские суды были учреждены на основании Статута 1566 года. Дела в этих судах решал один судья – подкоморий (подкоморны). Вначале подкомории назначались великим князем, а с 1588 года шляхта из­бирала четырех кандидатов на должность подкомория, из которых великий князь назначал одного. Назначение было пожизненным и считалось весьма почетным.

Основной обязанностью подкомория было рассмотрение дел по земельным спорам. В связи с этим и характер его деятельности отличается от других судей тем, что дела слушались непосредст­венно на месте. Подкоморий выезжал на место, производил осмотр или измерение спорных земель, знакомился с доказательствами, представленными сторонами, допрашивал свидетелей и тут же на месте выно­сил свое решение и приводил его в исполнение, указывая сторонам границы их имений. На решения подкоморского суда могла подавать­ся жалоба в Главный суд, а до его образования - в господарский суд.

По постановлению сойма ВКЛ от 29 января 1587 года в Беларуси и Литве на время безкоролевья стали собираться чрезвычайные временные суды, но­сившие название " каптуровых". В состав каптурового суда входили все местные судьи, т.е. воевода или староста либо их наместники и судьи замкового (гродского), земского и подкоморского судов, которые образовывали коллегию для быстрого и эффективного рас­смотрения уголовных дел. Суд считался правомочным, если присутст­вовало не менее 5 членов суда. Как правило, его постановления, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Суд над простыми людьми производили их владельцы или должностные лица местной администрации. Законодательное закрепление суда феодала над зависимыми простыми людьми было осуществлено впервые в привилее 1447 года. В случае отказа феодала проводить судебное рассмотрение, имели право учинить суд должност­ные лица местной администрации. Это правило получило также закрепление в Судеб­нике 1468 года и в других законах.

С далёкой древности существовали копные суды, осуществлявшие правосудие по отношению к простым людям. Суд произ­водился " копными мужами" или " копными старцами", т.е. наиболее уважаемыми крестья­нами. На заседание копного суда должны были собираться все копные мужи данного округа, представи­тели каждой деревни. Размер копного округа, как правило, не превышал 15-20 километров в радиусе. На заседании копы позже стали присутствовать судебные должностные лица местной администрации (вижи, возные), которые свиде­тельствовали затем перед гродским судом о соблюдении на копе норм обычного и писаного права.

Копа собиралась чаще всего на местах прежних языческих каповищ - " под дубом", на опушке леса и др. Решения копных судов могли быть отменены местными должностными лицами государственного. Однако, как правило, решения приводились в исполнение немедленно. Жалоба могла быть подана не на решение копного суда, а на судей, которые могли нести ответственность перед жалобщиком.

Характерной особенностью копного судопроизводства являлось соединение в одном органе следственных и судебных функций. Оно осуществлялось на основе древнейших обрядов и обычаев. Как толь­ко совершалось преступление, тут же собиралась " горячая копа" из ближайших соседей и начиналось преследование преступника. Ес­ли следы преступления вели к какой-нибудь деревне, жители обяза­ны были " отвести след", т.е. показать, что след лишь проходит мимо их деревни и не заканчивается здесь. При отказе отвести след, или в случае невыдачи преступника вся деревня обязана бы­ла возместить потерпевшему убытки. Если преступника находили или ловили с поличным, эта же " горячая копа" его судила. В тех случаях, когда преступнику удавалось скрыться, потерпевший соби­рал первую копу, на которой делал заявление о совершенном прес­туплении. Копные мужи тут же опрашивали друг друга и посторон­них лиц, что им известно о преступлении и какие у кого есть подоз­рения. Если никаких данных на этой копе не было установлено, то через некоторое время (примерно через две-три недели) собиралась вторая копа. На ней указывались лица, подозреваемые в преступ­лении. Если эти лица считали себя невиновными, то являлись на ко­пу и доказывали свою невиновность. В случае же их отсутствия наз­начался срок созыва окончательной (завитой) копы, на кото­рую вызывались обвиняемые. Эта копа выносила окончательное реше­ние по делу, которое тут же могло быть и исполнено, если преступ­ник приговаривался к телесному наказанию или смертной казни.

В городах, получивших привилеи на майдеборское (Магдебургское) право, судебные функции в отношении мещан осуществляли войтовско-лавничьи и бурмистерские суды. Земельные споры мещан с боярами могли рассмат­ривать воеводы или старосты, а затем и подкоморские суды. Войтовско-лавничьи и бурмистерские суды в городах состояли из лиц местной городской администрации. Бурмистерские суды рассматривали в основ­ном мелкие, незначительные дела, причем жалобы на их решения подавались в войтовско-лавничий суд. Наиболее важные дела эти суды рассматривали совместно, в таком случае суд назывался магистратским. Жалобы на решения магистратского и войтовско-лавничьего суда подавались в центральные суды.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал