Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здоровый образ жизни студентаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья 1. Понятие " здоровье", его содержание и критерии Здоровье в иерархии потребностей культурного человека Образ жизни студента и его влияние на здоровье Здоровый образ жизни студента
1. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта. Нормальное состояние здорового организма — динамическое понятие, характеризующее оптимальное состояние живой системы, при котором проявляется ее максимальная активность. Состояние здоровья — показатель адекватности работы функциональных систем организма. Также здоровье определяется как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию. Более детально: здоровье — это способность: — противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; — приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; — увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; — производить и выращивать полноценное потомство; — улучшать возможности, свойства и способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания. Признаки здоровья: 1. Отсутствие болезни; 2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации; 3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций; 4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма; 5. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды; 6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Некоторые признаки здоровья (широта адаптивных возможностей, функциональные резервы и т.п.) могут быть оценены количественно, другие (благополучие) — описательно. Научно-технический, социальный прогресс приносит не только благо. Он ведет и к ухудшению здоровья. Единственное оружие человека в защите здоровья в создавшихся условиях — культура его самосохранения. Принято различать несколько градаций здоровья: 1. Абсолютно здоров — все органы и системы функционируют в соответствии с окружающей средой, в них нет никаких болезненных проявлений. Таких людей очень мало. 2. Практически здоров — наблюдающиеся некоторые отклонения в состоянии здоровья не сказываются существенно на самочувствии и работоспособности. Диапазон диагноза этой группы широк. Профессии — от труда инвалидов до работы космонавтов. Более 1000 лет назад Авиценна выделил 5 степеней здоровья и болезни: 1) тело здоровое до предела; 2) тело здоровое, но не до предела; 3) тело не здоровое, но и не больное; 4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; 5) тело больное до предела. Наряду со " статическим здоровьем" все большее значение приобретает " динамическое здоровье". " Здоров" — тот, кто обладает хорошим " динамическим здоровьем" и способен выполнять определенные физические нагрузки. В различных учебных заведениях воспитанники и учащиеся по уровню здоровья подразделяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы. Традиционно выделяются 3компонента здоровья — физический, душевный и социальный. Физическое здоровье, обеспечивающее силовые взаимоотношения с внешним миром, — способность человека использовать свое физическое тело, его органы и системы для самосохранения. Психическое здоровье определяет способность человека использовать отображение внешнего мира, контролировать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения здоровья. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Наряду с индивидуальным здоровьем выделяют здоровье населения (общественное здоровье), определяемое по совокупности показателей: рождаемость; смертность; детская смертность; заболеваемость; средняя продолжительность жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические, социальные, природные факторы. Немаловажное значение имеет наследственность — свойство организма сохранять и передавать потомству характерные признаки, особенности строения, функционирования и индивидуального развития. Ряд заболеваний, или предпосылки к заболеванию передаются по наследству — болезнь Дауна, гемофилия, сахарный диабет, гипертония. Отношение человека к здоровью проявляется в действиях, поступках, переживаниях, суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Формы проявления отношения к здоровью могут быть адекватное (разумное) и неадекватное (неразумное, беспечное), но поскольку в реальной жизни подобная полярная альтернатива практически исключена, следует говорить о степени адекватности отношения к здоровью.Критериеммеры адекватности отношения к здоровью может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены и соответствие самооценки индивида физическому и психическому состоянию здоровья. 2. Спектр потребностей человека широк. К.Обуховский выделяет пять потребностей: 1) потребность в самосохранении (здоровье); 2) потребность в сохранении вида; 3) познавательная потребность; 4) потребность эмоционального контакта; 5) потребность смысла жизни. Потребность в здоровье, данная нам на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении, трансформируясь, по мере социализации человека, получает развитие и становится потребностью в здоровье как средстве реализации других жизненных потребностей (в материальном благополучии, достижении других целей и т.д.). По мере культурного и духовного развития индивида потребность в здоровье становится самостоятельной ценностью. Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовать их. Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Сюда можно отнести потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении и др. Чем сильнее развиты эти потребности, тем значительнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях. 3. Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, решает задачу физического совершенства, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии (2 раза в году), учебные практики — все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. На учебные занятия отводится 6—8 часов в день. Самоподготовка требует от 3 до 5 часов, а во время экзаменационной сессии — 8—9 часов в день. Таким образом, суммарное учебное время студентов и учащихся составляет 9 —12 часов в день. Это большая психофизическая нагрузка на организм молодого человека. Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22—24 ч! Как следствие, у многих — нарушение режима сна. (И это не раз, не два, а все годы обучения в вузе!) У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1—3 ч ночи. Отсюда — крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 ч отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Большие перегрузки и " варварское" отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. А период экзаменов — это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека! Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80—92 уд/мин против 76—80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд/мин, повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально " затворниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пиши. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Это не случайно. Все эти, казалось бы, " обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности. Вместе с тем учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности студенческой жизни. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов. Учебное и свободное время — это неразрывное целое. Неслучайно говорят: " Как отдохнешь, так и поработаешь! " Свободное время студентов составляет около 2—3 ч в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья. Социологические исследования показали, что свое свободное время студенты специальных учебных заведений используют по-разному: овладение ценностями духовной культуры, занятия физической культурой и спортом — все это имеет место. Однако у многих доля бесценного времяпрепровождения также значительна. Сравнивая бюджет свободного времени студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у первых. Студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной тренировки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ставят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя правилам здорового образа жизни, спортсмены реже нарушают режим сна, питания, чаще бывают на воздухе, поэтому у них и большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкоголя, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение учебного года.
|