![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние отдельных компонентов образа жизни студентов на здоровье ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). К сожалению, не все студенты имеют верное представление о здоровом образе жизни. Многие считают, что для этого достаточно отказаться от вредных привычек. Часть студентов высказывают сомнения в оправданности и возможности заниматься спортом и хорошо учиться. В этом вопросе необходимо предварительно определиться, о каких спортсменах говорить. Студенты - кандидаты в мастера спорта и мастера спорта затрачивают на тренировки и соревнования более 20 часов в неделю и кроме этого выезжают на спортивные соревнования и тренировочные сборы более 1, 5—2 месяцев в течение года. Общий временной объем работы в этом случае примерно равен или несколько превышает установленный недельный объем аудиторных занятий студентов в вузе. А если учесть, что спортсменами такого уровня проводится 2—3 тренировки в день, необходимо еще время на проезд к месту занятий и восстановительные процедуры. Таким образом, суммарное время затрат спортсменов существенно возрастает. Поэтому можно говорить, что самый существенный минус в попытке совмещения активного функционирования студента в большом спорте и его профессионального становления как специалиста определенной профессии имеет в своей основе катастрофическую нехватку времени для успешного решения этих двух самостоятельных задач в установленные сроки обучения в вузе. Практически не будет выполнена либо одна, либо другая задача, а возможно и обе. Иная картина отмечается у представителей массового спорта. Эти студенты учатся в своих учебных заведениях, выступают в соревнованиях за свой факультет, вуз, сборную команду города, области. У этих студентов приоритет освоения выбранной профессии перед спортивными успехами. Спорт в данном случае является помощником в становлении профессионального работника. Специально проведенные исследования свидетельствуют, что студенты-спортсмены II—III разрядов, затрачивающие на тренировки 6—12 ч в неделю, учатся лучше, чем студенты, не занимающиеся спортом; студенты-спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта, тренирующиеся по 12—20 ч в неделю, учатся так же, как и студенты-неспортсмены. И только студенты-кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, затрачивающие более 20 часов в неделю на спортивные тренировки, выезжающие на соревнования и сборы более 1, 5—2 месяцев в течение учебного года, учатся хуже среднего студента вуза. Но самая плохая успеваемость, наибольшие пропуски учебных занятий, частые уходы в академический отпуск и большая частота случаев отчисления из института — у студентов специальной медицинской группы и освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию. Одним из факторов, существенно снижающим приспособительные способности студентов, является гиподинамия. Если раньше гиподинамия, физическая слабость отмечалась у людей среднего и старшего возраста, то в настоящее время она отмечается сплошь и рядом у молодых людей, студентов, школьников. Основная причина — малая двигательная активность. 20—30% студентов, поступающих в институт, не умеют плавать. Более чем у 60% школьников и 25—35% студентов вузов ослаблено здоровье, слабая физическая подготовленность. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В сборных командах вуза участвуют не более 3, 5 % женщин и 8, 4% мужчин. 4. Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей. При организации ЗОЖ немаловажное значение имеет знание закономерностей согласованности жизнедеятельности организма с ритмами природы. Режим дня необходимо согласовывать с биоритмами. Нарушение режима питания, прием пищи в позднее время суток, на ночь приводит к тому, что " ослизняется" весь организм, закупориваются сосуды кристаллами мочевой кислоты, срывается фаза покоя и отдыха. Организм не может спокойно запасать энергию, т.к. ее отнимает пищеварение. В результате ночью организм не отдыхает, работает, что приводит к накоплению усталости. Утром человек выглядит вялым, разбитым. Для того чтобы взбодриться, пьет кофе, какао, крепкий чай, курит. Это вовлекает его все более в круг болезней и ранней старости. В аспекте физической культуры ЗОЖ выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личного и общественного здоровья. В рассматриваемом аспекте ЗОЖ объединяет следующие компоненты деятельности: • режим труда и отдыха; • организация сна и режима питания; • целенаправленное применение различных форм физической культуры в качестве отдыха; • культуру межличностного общения; • воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; • навыки использования естественных природных факторов в укреплении здоровья; • борьба с вредными привычками; • деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ. Среди видов физкультурной активности, используемых в ЗОЖ, выделяют: • спорт любительский и профессиональный; • физическая культура, направленная на совершенствование физических кондиций, улучшение телосложения; • реабилитационная физическая культура; • физическая культура познавательно-кондиционного направления (туризм, альпинизм); • физическая культура рекреативного назначения; • физическая культура танцевально-ритмического направления. Формирование ЗОЖ — цель системы физического воспитания в учебных заведениях. Обучение в вузе — завершающий этап этого формирования. Сформировать одинаковый стиль ЗОЖ у всех студентов невозможно. Большое значение в этом отводится самовоспитанию и самосовершенствованию.
|