Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды потенциально опасных объектов и характер опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них.






В качестве признака распределения потенциально опасных объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Основные потенциально опасные объекты с угрозой возникновения ЧС распределены на следующие классы:

1. Радиационно опасные объекты

2. Химически опасные объекты

3. Пожаровзрывоопасные и пожароопасные объекты

4. Опасные транспортные средства

5. Опасные технические сооружения.

Радиационно опасный объект (РОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют РВ, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением (ИИ) или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных, растений, ОЭ и окружающей природной среды.

ХОО - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют ОХВ, при аварии или разрушении которого могут произойти гибель или химическое поражение людей, с/х животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

Пожаро - взрывоопасные объекты - это объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Опасные транспортные средства - Автомобильный транспорт, Железнодорожный транспорт, Водный транспорт, Трубопроводный транспорт, Воздушный транспорт.

Опасные технические сооружения- Плотины гидроэлектростанций, системы централизованного водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения итд.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки ни транспортировки.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ - не частое явление, объясняемое, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких ЧС. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - повреждение и выход из строя гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.

 

Антропогенное воздействие на гидросферу водного транспорта. Причины загрязнения водных ресурсов. Виды нефтяных разливов. Критерии установки ликвидационных мероприятий. Мероприятия по предотвращению загрязнения водным транспортом.

Пути поступления нефтепродуктов в морскую среду: (от макс к мин)

1.Танкерный флот (сброс нефтесодержащих вод с балластом при мойке танкеров, погрузочно-разгрузочные операции, обслуживание в доках, работа двигателя, аварии танкеров)

2.Остальное судоходство

3.Атмосферный перенос

4.Речной сток

5.Неочищенные промышленные воды

6.Дождевая вода с городских территорий

В результате образования нефтяных пятен изменяются физико-химические процессы водоёмов и водотоков:

1.Повышается температура поверхностного слоя воды

2.Ухудшение газообмена, как следствие снижается уровень фотосинтеза

3.Гибель рыбы

Виды нефтяных разливов:

1.Разливы, которые начинаются и завершаются в открытом море (временный, локальный, быстропредовратимый характер)

2.Разлив предполагает вынос нефтяного поля на берег

Вероятность выноса нефти на берег зависит:

-От характера разлива (объём, расстояние от берега)

-От конкретных гидрометеологических условий в данном месте и в данное время (сила и направление ветра и течения и тп)

Разлившиеся нефть и нефтепродукты могут содержаться в эмульгированном, растворенном и плавающем состоянии.

Плавающая нефть- основная масса загрязнений и находится на поверхности водного объекта в виде пленки.

Эмульгированная нефть находится в воде в виде взвешенных шаровых частиц размером до сотен микрон.

Критерии установки ликвидационных мероприятий:

1.Мероприятия должны обеспечивать наивысшее из возможных значений общей экологической выгоды

2.Избранные стратегии должны быть направлены на максимально возможную отчистку от разлитой нефти и обеспечить минимально возможный ущерб окружающей среде

3.Предпринимаемые меры должны быть в первую очередь направлены на те территории и ресурсы, для которых характерна наименьшая способность к самовосстановлению (болотистые участки, гнездовья, лежбища морских котиков)

4.В ходе аварийных работ материал и персонал должны использоваться максимально эффективно

5.Количество отходов образующихся в результате ликвидации должно быть сведено к минимуму

Мероприятия по предотвращению загрязнения водным транспортом

Предотвращение загрязнения водных объектов с судов осуществляется путем оборудования их специальными ёмкостями для сбора загрязнений и сдачи их на береговые очистные сооружения: сбора загрязнений с судов специальными судами; применение автономных судовых установок для полной биологической отчистке сточных вод.

Капитаны судов обязаны:

1.Соблюдать допустимые концентрации вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря веществ в сбрасываемых смесях.

2.Вести в судовых документах регистрацию операций с нефтью и нефтепродуктами, а также с другими опасными для людей веществами

Руководствоваться утвержденными перечнями отходов и других материалов, сброс которых запрещен или допускается только при наличии разрешения.

 

Содержание приказа командира формирования. Требования к приказу.

В приказе командир формирования указывает: средства усиления, задачу; участки (объекты), работ, порядок розыска пораженных, оказания им медицинской помощи, места погрузки пораженных на транспорт и маршруты эвакуации их в лечебные учреждения; место сбора формирования и порядок действий после выполнения задачи; маршрут и порядок движения.

Задачу на действие сводной команды командир получает от начальника ГО объекта или штаба ГО. Получив задачу на проведение АСДНР в очаге поражения, командир формирования:

-.уясняет задачу;

- оценивает обстановку;

- принимает решение;

- отдаёт устный приказ и организует взаимодействие.

При уяснении задачи командир должен понять:

- цель предстоящих действии и замысел старшего начальника;

- место и роль своего формирования;

- сроки выполнения задачи.

При необходимости командиром может быть отдано предварительное распоряжение (указывается место и время сбора формирования, о погрузке имущества и др.).

При оценке обстановки командир должен изучить:

-характер и объём разрушений, наличие пожаров на участке работ;

- виды работ на выделенном участке и на маршруте выдвижения;

- направление выдвижения и порядок ввода формирования в очаг поражения;

- радиационную, химическую и бактериологическую обстановку;

- состояние и возможности формирования и средств усиления;

- характер действий и задачи соседей;

- характер местности и состояние маршрута выдвижения;

- влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.

В решении командира определяется:

- замысел действия;

- задачи подразделениям, объёмы работ, сроки их выполнения;

- последовательность выполнения задачи;

- распределение сил и средств;

- организация управления и обеспечения формирований.

Решение командира доводится до подчинённых в виде устного Приказа

 

7. Декларирование потенциально опасных объектов. Порядок разработки и структурные элементы декларации. 1. Декларирование безопасности промышленного объекта Российской Федерации, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства (далее именуется - промышленный объект), осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте. 2. Декларация безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее именуется - декларация) является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. 3. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать: сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции; анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ; характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях; характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях. 4. Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации) для проектируемых и действующих промышленных объектов. 5. Порядок разработки декларации определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. 6. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. 7. Декларация составляется в 4-х экземплярах и представляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный горный и промышленный надзор России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Декларация представляется в сброшюрованном виде. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию. 8. Декларация должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже одного раза в пять лет. 9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по применению настоящего Положения.

 

 

Антропогенное воздействие промышленного водоснабжения и водоотведения на состояние поверхностных водных ресурсов. Водопользование в промышленности. Системы водоснабжения предприятий. Водосберегающие мероприятия. Водоотводящие системы промышленных предприятий

Водопользование в промышленности. Факторы, влияющие на систему водообеспечевания промышленных предприятий: 1.Особенность многократного использования воды в технологических процессах.2.Разнообразие схем водоотведения3.Разнообразие схем регенерации сточных вод4.Разнообразие схем извлечения ценных компонентов из очищаемых вод5.Значительные затраты на строительство систем водоснабжения и водоотведения.Воды в промышленности используются: -В качестве сырья-В качестве разбавителя или растворителя-В качестве теплоносителя или охладителя-В качестве рабочей среды в технологических устройствах-В качестве моющих средств для промывки сырья, тары, готовой продукции-Непроизводственные цели: пожарные, хозяйственно-бытовые. Расход воды на промышленном предприятии определяют: -В зависимости от удельного расходования воды на единицу выпускаемой продукции-В зависимости от мощности предприятия.Удельное водопотребление зависит от технологической схемы производства, системы водоснабжения, климатических факторов.Водоснабжение: Прямоточная, Повторного, Оборотного При дефиците пресной воды: -Изменение технологической схемы производства-Широкое внедрение маловодных и безводных схем-Создание замкнутых безотходных производственных цикловВодосберегающие мероприятия: Многообразие промышленных производств обуславливает разнообразие водосберегающих мероприятий, позволяющих сократить удельный расход воды и свежей воды из источника.Водосберегающие мероприятия разрабатываются в зависимости от функционального использования воды: -Замена водяного охлаждения воздушным-Применение систем сухой отчистки газом и воздухом-Противоточнокаскадных систем промывки-Пневмогидравлических систем транспортирования-Развитие систем автоматического контроля и управления процессом водопотребления-Укрепление единичных мощностей и агрегатов-Борьба с потерями и утечками. При применении сточных вод требование к качеству используемой воды определяют необходимую степень отчистки воды и обуславливают затраты на их подготовку. При решении проблем целесообразности создания систем водообеспечения промышленных предприятий с многократным использованием воды имеет значение законодательно установленным закономерности формирования состава и свойств сточных вод.Водоотводящие системы промышленных предприятий. Состав производственных сточных вод зависит от промышленного предприятия, режима водоотведения, удельного расхода на единицу выпускаемой продукции.Выбор схемы водоотведения промышленного предприятия зависит от балансовой схемы, физико-химического состава сточных вод, определения требований к качеству используемой воды, компоновки систем и сооружений на территории промышленного предприятия. Системы водоотведения промышленных предприятий 1.Общесплавная система водоотведения.Эту систему целесообразно применять для небольших промышленных предприятий, если производственные стоки близки по составу к бытовым сточным водам и возможно попадание в дождевые стоки промышленных загрязнений (см. рис). Все категории сточных вод отводятся на единые очистные сооружения. 2.Раздельные системы водоотведения. Эти системы могут быть различными в зависимости от вида стоков, образующихся на предприятии. Бытовые и дождевые стоки отводятся по самостоятельным сетям. Производственные стоки могут отводиться по нескольким различным системам трубопроводов, в зависимости от категории стоков. В отдельных случаях производственные сточные воды могут отводиться совместно с бытовыми стоками (производственно-бытовая сеть) или дождевыми водами (производственно-дождевая сеть). Бывают следующие возможные раздельные системы: 1. С локальными очистными сооружениями. Применяется тогда, когда в сточных водах отдельных цехов содержатся специфические загрязнения, для очистки от которых целесообразно устройство отдельных очистных установок. 2. С частичным оборотом производственных сточных вод. Целесообразно применять при возможности повторного использования некоторых производственных сточных вод с частичной очисткой или для водоснабжения других цехов. 3. С полным оборотом производственных и бытовых вод. Применяют при нехватке воды для целей водоснабжения

9. Общая организация МЧС РФ. Основные структуры МЧС РФ. Основные задачи МЧС РФ

. МЧС России функционирует в соответствии с " Положением о министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (1994г.; 1999г.). Общая организация МЧС РФ включает:

1. Основные структуры МЧС РФ - РСЧС, ГО, ГПС;

2. РСЧС:

- региональные центры МЧС РФ;

- поисково-спасательные службы (ПСС) и аварийно-спасательные службы (АСС) МЧС РФ;

- поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования в регионах;

3. Главные управления, управления, отделы (штабы) по делам ГО и ЧС;

4. Гражданскую оборону:

- штаб войск ГО;

- Войска ГО: воинские части ГО центрального подчинения и воинские части в регионах;

- гражданские организации гражданской обороны (формирования) и службы ГО на ОЭ.

5. В настоящее время Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2001 г. " О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности.

6. Другие составные структуры:

- государственный центральный аэромобильный спасательный отряд;

- государственное авиапредприятие;

- российский корпус гуманитарного реагирования;

- агентство по обеспечению и координации участия РФ в международных гуманитарных операциях;

- научно-исследовательский институт;

- учебные заведения МЧС РФ.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал