Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы явлений, близких к омонимии
Образец установления типа омонимии В этих строчках вывод просто й: Рабочий, уничтожь и гульбу и простой! В. Маяковский Журавлиные станицы Гонит времени опала. С тополей вблизи станицы Желтая листва опала... Я. Козловский Простой (имя прилагательное) – простой (имя существительное): совпадают в написании и звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы. Станицы (то же, что стая) – станицы (большое селение в казачьих районах): совпадают в написании, звучании, принадлежат к одной части речи, имеют одинаковые грамматические формы. Вывод: это полные лексические омонимы. В Словаре омонимов О.С. Ахмановой они рассматриваются как омонимы, возникшие в результате незавершившегося распада полисемии. Опала (имя существительное) – опала (форма прошедшего времени глагола – «опасть»): совпадают в написании, звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы. Задание 2. Подберите к указанным ниже словам омонимы и определите тип омонимии (лексическая, графическая, грамматическая). Походить, сечь, тьма, живой, избегá ться, зá ворот, убить, тут, предание, застукать, всыпать, актив, лицо, поносить, ужинá ть, масса, загонять, намочить, острить, безвыходно, курсы, лавка, распахивать, узел, бакá н, древние, утó пать, печать, истопить, высадить, башмак, график, железистый, забаловá ть, гавá нский, жировать, благо, молочница, скат, утó чка, запаснó й, вó льно, слоник, точка, гранат, горн, тромб, флюс, штат, чуднó. бунт, верхи, дача, империал, икá ть, мат, дотушить, шайка, эмиссия, золотой, японка, щур, плита, тур, спеть, былина, ветреница, гражданка, охотник, экипаж, банкет, винт, заготовка, мостик, тикá ть, апорт, байка, забор, лихой, рó ды, следствие, стопка, убыть, фокус, ветрено, бур, грести, лаз, мех, уписать, халатный, цвет, черви, цыганочка, квартирные, чары, двор, директриса, отбиться, редко, городок, досадить, наказать, посол, каждый, плестись, строчка, уж, фракция, новенький, тухнуть, заказать, амуры, пломбир, чекан, искупаться, глохнуть, финка, казачок, глухой, кабардинка, ливер, перекаты, ссылаться, накладная. Задание 3. Прочитайте предложения и найдите в них омонимы иомоформы. 1. Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей». 2. Рыбачьей удалью блесну и в речке возле леса поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! 3. Эй, скворец, начинается сев, даром клюв о сучок ты не три. Время завтракать. На поле сев, слопай гусениц дюжины три! 4. Справа лес всё чаще, конь несётся рысью, услыхав, что в чаще ветер фыркнул рысью. 5. Воспоминанье берегу о том, как я на берегу влез однажды на подводу и с неё нырнул под воду (Я. Козловский). Задание 4. Перепишите, подчеркните одной чертой слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному (омографы), двумя чертами – слова и сочетания слов, одинаково звучащие (омофоны). 1. Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, нос терпеливо мыла, – зависело б от мыла, веснушки я б отмыла. 2. На двери замка нет замка. Живёт щегол здесь – первый щёголь, и утром белка из белка ему сбивает гоголь-моголь. 3. Заревел медведь со сна, и в густом лесу, вздрогнув, стукнула сосна шишкою лису. 4. Сосёт Алёнушка ирис, а вышивает ирис. 5. Нет хуже удела, чем быть не у дела. 6. Косит косец, а зайчишка косит, трусит трусишка, а ослик трусит. 7. Кто не сводит с книг очей, тот зовётся книгочей. 8. Солнце ещё облаков не задело, трава на лугу ещё росы пила, а плотник проснулся и взялся за дело. Слышится, как зазвенела пила. 9. Хороша у Алёны коса, и трава на лугу ей по косу. Скоро лугом пройдётся коса: приближается время к покосу. 10. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель! Я слышу звон апрельских капель, поёт весенняя капель. 11. Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку, вдруг на Мишку – вот напасть, – осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили куда попало, – им за это и попало (Я. Козловский). Задание 5. Из Словаря омонимов О.С. Ахмановой (вначале внимательно прочитайте, как пользоваться словарём) выпишите лексические омонимы, возникшие благодаря распаду полисемии, совпадению в звучании русского и иноязычного слов, а также омонимы, возникшие благодаря омонимии основ и аффиксов. Задание 6. Определите лексическое значение слов, ограничивая слова-омонимы от многозначного слова. Составьте предложения с каждым словом, учитывая его различные значения. Бригадир, гвардия, гласный, жать, мех, косяк, круг, спор, увязать, след, утка, ханжа, цвет, чело. Задание 7. Упражнения для выполнения на практическом занятии. Лабораторная работа №7 (варианты №№1, 2, 3, 4) в пособии: Современный русский язык. Лабораторные работы. Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1982. – С. 18-19.
План практического занятия №4 по курсу «Лексикология». Тема. Синонимы. Время – 4 часа. Вопросы: 1. Понятие о синонимии и синонимах. 2. Типы синонимов: а) по степени синонимичности (абсолютные и относительные); б) по характеру выполняемых функций (семантические, стилистические, семантико-стилистические); в) по структуре (разнокоренные и однокоренные). 3. Различия между синонимами по степени современности слов, сфере употребления, сочетаемости с другими словами. 4 Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. 5. Пути возникновения общеязыковых синонимов. 6. Контекстуальные синонимы. 7. Словари синонимов. Задание 1. Внимательно изучите приведённый ниже материал. Синонимы Синонимия (в переводе с греческого – одноименность) заключается в полном или частичном совпадении в значении языковых единиц. Синонимия присуща лексической, фразеологической, словообразовательной, грамматической и другим уровням языка. Таблица 3
|