Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевые нарушения, причины их возникновения. Классиф речевых наруш.






Нарушения устной речи Наруш письм речи
Наруш произносительной стороны речи Системные наруш речи Наруш проц пис Наруш проц чтения
Наруш голосообраз: АфонИя полн отсут фонации. ДисфонИя растр-ва голосообраз, это наруш силы, высоты и тембра голоса в следст патологич изменен в голос аппар. ФотостенИя наруш ф-ции голосообраз без органич измен Наруш темпа ритмической организ высказывания: ТахилолИя патологич ускор темп речи. БрадилолИя патол замедл темп речи. ЗаикАние наруш темпа ритмич организац речи, обусловл судорожным сост мышц речев аппар Наруш звукопроизносит организации: ДислалИя наруш звукопроизнош при сохранном слухе и иннервации речев аппар (иннервац – обеспеч-е автомотизма движений). ДизартрИя – наруш произносит стор речи, обусловл недостаточной инервац речев аппар АллалИя отстут или недоразв речи, в следств органич пораж речевых зон коры ГМ во внутриутроб или раннем периоде разв реб (до 3 л). АфазИя полная или частич утрата уже сформировавшейся речи (после 3 л), возникающ при локальных пораж коры левого полуш ГМ АграфИя – полная неспособ-ть к овлад этим навыком или его утрата. ДисграфИя – частичное специфич наруш письма, проявл в смешении ил пропусках букв, слогов, перестановка слогов внутри слова, наруш слитн-ти напис в предлож АлексИя полная неспособ-ть или потеря способ-ти к овлад проц чтен. ДислексИя – частич специфич наруш проц чтен, проявляющ в затруднен узнавания букв, слиянии букв в слоги и слова, в искажении понимания прочит, реб м/ долго задерживаться на побуквен и послогов чтен
           

В психологическом развитии ребёнка речь имеет особое значение, выполняет 3 функции: коммуникативную, общительную и регуляционную. Нарушения речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. Под воздействием речевого дефекта часто возникают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. На начальных этапах развития ребёнка с речевой патологией проблемы в обучении и воспитании связаны с первичным дефектом, но при отсутствии коррекционно-воспитательного воздействия вторичные нарушения выходят на первый план. В логопедии под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности, а нарушения речи определяются как отклонения в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. М.Е. Хватцев - основоположник отечественной логопедии все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины М.Е. Хватцев объяснил учением И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций. Социально-психологические причины - это различные неблагоприятные влияния окружающей среды. В зависимости от времени воздействия вредоносных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах) и постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию. Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. В настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина и др.), вторая - психолого-педагогическая (Р.Е. Левина). Данные классификации не противоречат, а дополняют друг друга, т.к. они ориентированы на решение различных задач единого процесса логопедического воздействия. Все виды речевых нарушений в рамках клинико-педагогической классификации подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

В качестве основы комплектования специальных логопедических учреждениях для использования фронтальных методов воздействия была разработана психолого-педагогическая классификация Р. Е. Левиной. Она основана на выделении тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода.

 

 

Нарушения средств общения Нарушения в применении средств общения
1. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков в речи детей. 2. Фонетико-фонематические (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны системы языка у детей с различными расстройствами в следствии дефектов восприятия и произношения фонем. 3. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящееся в звуковой и смысловой её стороне. Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи. По клинико-педагогической классификации относятся тахилалия и брадилалия, потому, что они рассматриваются как предрасположенность к заиканию.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал