Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевые нарушения, причины их возникновения. Классиф речевых наруш.
В психологическом развитии ребёнка речь имеет особое значение, выполняет 3 функции: коммуникативную, общительную и регуляционную. Нарушения речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. Под воздействием речевого дефекта часто возникают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. На начальных этапах развития ребёнка с речевой патологией проблемы в обучении и воспитании связаны с первичным дефектом, но при отсутствии коррекционно-воспитательного воздействия вторичные нарушения выходят на первый план. В логопедии под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности, а нарушения речи определяются как отклонения в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. М.Е. Хватцев - основоположник отечественной логопедии все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины М.Е. Хватцев объяснил учением И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций. Социально-психологические причины - это различные неблагоприятные влияния окружающей среды. В зависимости от времени воздействия вредоносных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах) и постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию. Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. В настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина и др.), вторая - психолого-педагогическая (Р.Е. Левина). Данные классификации не противоречат, а дополняют друг друга, т.к. они ориентированы на решение различных задач единого процесса логопедического воздействия. Все виды речевых нарушений в рамках клинико-педагогической классификации подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. В качестве основы комплектования специальных логопедических учреждениях для использования фронтальных методов воздействия была разработана психолого-педагогическая классификация Р. Е. Левиной. Она основана на выделении тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода.
|