Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П.1. Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Глава 1. Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза. П.1. Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Для российского общества характерна культурная неоднородность, обусловленная полиэтническим составом населения. По данным Фонда «Общественное мнение», 60% населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту ориентироваться довольно сложно. Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях России является актуальной. Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в мире. Всё большее количество студентов выбирают для получения высшего образования Россию. Вырабатываемое в ходе процесса адаптации отношение иностранных студентов к новой социокультурной среде является сложной и дифференцированной. Реализация и развитие личностного потенциала, относительное приспособление к новой социокультурной среде у многих респондентов достигается исключительно за счёт изменений в стереотипах и способах поведения, но при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды, в которой они вынуждены жить и учиться. Системное изучение особенностей реализации и развития личностного потенциала, а также социокультурной адаптации студенчества из зарубежных стран к жизни и учёбе в России могло бы способствовать оптимизации отечественной системы высшего образования, что призвано поддержать международный престиж России, подтверждая высокий уровень ее науки, культуры, образования. Кроме того, анализ социальной адаптации иностранных студентов и выработанные на его основе практические рекомендации позволят повысить конкурентоспособность российских вузов в сфере международных образовательных услуг. Обучение иностранных студентов в России имеет давние традиции, более сорока лет назад в Москве открылись первые курсы, где начали обучать русскому языку как иностранному. В связи с приездом иностранных студентов, обнаружились психологические проблемы, на которые обращалось мало внимания. Освоение незнакомой социальной среды ‒ является травмирующей ситуацией для иностранных студентов. Считается, что для молодых людей во всем мире это обычная ситуация, когда они уезжают из семьи, чтобы получить образование, а также и долгожданную свободу. Студенты приезжают в Россию из разных стран мира, из различных климатических зон. Они являются представителями совершенно разных культур, традиций, норм поведения и ценностей. Кроме того, каждый из них обладает индивидуально-психологическими особенностями. Приезжая в Россию, иностранные студенты попадают в новые социальные условия. Несмотря на уже имеющийся опыт, полученный в родной стране, условия жизни и обучения в России являются для студента-иностранца непривычными. Разница между жизнью и обучением в родной стране и в России порождает проблемы, связанные с адаптацией студентов к пребыванию в чужой стране. В обычных условиях обучения в родной стране на родном языке учащийся адаптирован к родной среде и легко справляется с проблемами взаимодействия со средой. Другая картина имеет место, когда учащийся находится в неродной среде: простые контакты оборачиваются для него проблемами, требуют значительных усилий. Иностранным студентам необходимо привыкнуть к другому климату, бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д. Актуальность проблемы адаптации определяется задачами дальнейшего эффективного обучения иностранных студентов как будущих специалистов. Успешная адаптация способствует быстрому включению студентов в учебный процесс, помогает повысить качество подготовки молодых людей. Решение этой проблемы состоит в культурном обмене и взаимодействия. Для этого требуются благожелательность и открытость обеих сторон.
|