Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П.1. Социально-значимые качества как фактор социализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза






 

Требуется редактирование текста

Для решения тех или иных проблем в рамках процесса социализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза необходимо максимально быстро и эффективно социализировать иностранного студента, то есть помочь ему привыкнуть к новым условиям жизни и деятельности (социальная адаптация, интеграция), и как можно быстрее включить в различные виды развивающей деятельности - учебно-познавательную, общественную, художественно-творческую. В процессе этих видов деятельности происходит самореализация, самоутверждение, развитие и совершенствование личности.

Нам необходимо опираться на определенные качества личности, которые позволяют иностранному студенту успешно социализироваться. Эти качества отчасти уже существуют в структуре личности студента-первокурсника, отчасти их необходимо целенаправленно развивать и формировать.

Формировать и развивать социально-значимых качеств нужно через деятельность, в которой, «распредмечиваются» материальные и духовные объекты культуры и «опредмечивается» личность. Какая деятельность для того или иного иностранного студента является предпочтительной? Это зависит от индивидуальных склонностей, интересов, черт характера, способностей, жизненного опыта, национальной культуры, социального положения, и пр. Но следует иметь в виду что одни и те же социально-значимые качества (например, самостоятельность, независимость мышления, творческие способности и готовность к их реализации, толерантность и пр.) могут формироваться и совершенствоваться в различных видах деятельности.

Успешность социализации иностранного студента зависит от наличия у человека определенных (личностных) качеств, которые формируются и совершенствуются в различных видах деятельности, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного человека. Поэтому на основании выявленных способностей направленности личности, преобладающих черт характера, иностранным студентам необходимо предложить определенные виды деятельности для развития и формирования у них социально значимых качеств.

Изучив ряд исследований так или иначе касающиеся это проблемы, (дать ссылку на статьи и диссертации, где это хоть как то рассматривается. Лучше всего ссылаться на «Большую пятерку» -пять основных черт личности) а также опираясь на собственный опыт и наблюдения мы выявили ряд социально значчимых качеств, которые, на наш взгляд, позволят иностранным студентам успешно социализироваться в образовательной среде российского вуза

· Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы;

· Ответственность - способность отвечать за поступки и действия, а также их последствия;

· Способность и готовность к сотрудничеству – способность и готовность участвовать в совместной деятельности, в результате которой все стороны согласовывая свои действия достигают определенного результата;

· Социальная ответственность - ответственность перед людьми и данными им обещаниями (обязательствами);

· Способность и склонность к самоанализу – способность объективно анализировать свои действия и поступки;

· Коммуникабельность – способность налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми;

· Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоционального состояния человека деструктивным влияниям внутренних и внешних условий;

· Социальная активность – способность человека интенсификации своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность;

· Направленность на самореализацию в деятельности – способность человека реализовать свой существующий потенциал для осуществления своих имеющихся желаний;

· Толерантность – способность терпеливо относиться к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Наличие у иностранных студентов данных социально значимых качеств, помогут им эффективно пройти процесс социализации в российском вузе и позволят успешно интегрироваться в российское студенчество и общество.

Мы проанализировали поведение и деятельность группы иностранных студентов, которые уже успешно социализировались в воспитательной среде российского вуза с помощью наблюдения и метода экспертных оценок. Данный анализ подтвердил присутствие этих социально-значимых качеств как доминирующих. Причем отсутствие тех или иных качеств из приведенного нами перечня показывает снижение уровня адаптированности иностранного студента либо удлиняет срок прохождения его социализации. Проделанный анализ подразумевает более глубокое изучение решения проблем социализации иностранных студентов через формирование у них социально-значимых качеств.

Сопоставляя социально значимые качества с теми проблемами иностранных студентов которые необходимо решить в процессе их адаптации в образовательной среде в первые годы их обучения целесообразно отметить, что для решения такой проблемы как расставание с родиной помогут формирование таких социально-значимых качеств у них, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, толерантность.

Вхождение в новую среду, проблемы связанные со сменой климата, помогут формирование таких социально-значимых качеств у иностранных студентов, как эмоциональная устойчивость, социальная активность.

Проблема недостаточного владения русского языка, может быть решена с помощью таких социально-значимых качеств как, коммуникабельность, направленность на самореализацию в деятельности, социальная ответственность.

Сложности в общении с преподавателями, русскими однокурсниками и с местными жителями, могут быть уменьшены с помощью таких качеств как, способность к сотрудничеству, социальная активность, толерантность, коммуникабельность.

Сложности иностранных студентов в привыкании к городской, университетской инфраструктуре и транспортному движению, снизят следующие социально-значимые качества: самостоятельность, социальная активность, коммуникабельность.

Привыкание к образовательной программе вуза может быть успешно осуществлено с помощью сформированных социально-значимых качеств, как ответственность, направленность на самореализацию в деятельности, эмоциональная устойчивость. А такая характерная проблема как привыкание к бытовым условиям общежития иностранным студентам необходимы следующие социально-значимые качества, как коммуникабельность, толерантность, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству.

Приведенный выше анализ подтверждает нашу гипотезу о том, что решение адаптационных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в образовательной и воспитательной среде российского вуза может быть осуществлено через развитие, формирование или активирование у иностранных студентов социально-значимых качеств, помогающих им успешно социализироваться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал