Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов, вытекает из свойств этой экономической системы. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь, будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану или указаниям сверху. Рыночной же экономике свойствен свободный не закрепощенный предписаниями, указаниями сверху режим хозяйственной деятельности граждан и их объединений предприятий, фирм, организаций. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, и замене его индикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата управления ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек, да и сама структура аппарата не приспособлена к управлению внеэкономическими способами, нажимом сверху. Естественно, что децентрализация управления заключается не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставление им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть мы опять сталкиваемся с тем фактом, что нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в данном случае в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений. Сделаем два существенных замечания для формулирования принципа децентрализации управления рыночной экономикой. Во-первых, рыночная экономика заведомо не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов, хаоса и развала, рыночная экономика призвана быть высокоорганизованной, контролируемой и в определенном смысле направляемой, целеориентированной. Во-вторых, чтобы экономика рыночного типа была самоорганизующейся - а без этого условия нельзя предоставить хозяйственную самостоятельность ее звеньям, необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах, соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность экономических субъектов (предприятий и регионов). То, что происходит на рынке, можно сравнить со спортивной игрой, например с футболом. Престиж и заработок игроков, успех команды зависят от качества их индивидуальных и групповых действий в пределах определенных, достаточно строгих правил, а общественный эффект (в футболе - это удовольствие зрителей от игры, в экономике - удовлетворение потребностей населения) выступает как дополнительный итог их противоборства, результат инициативности, умения и мастерства, с которыми игроки и команды действуют ради достижения своих личных и групповых целей. Как и в хорошем футболе, на высокоразвитом зрелом рынке стабильность «качества» игры сочетается с динамизмом, изменчивостью ситуаций, строгость и определенность правил - с импровизацией игроков и непредсказуемостью исхода борьбы, определенная гармония и эстетика - со страстями и драматизмом. Присущие рынку стихийные, конкурентные начала в сочетании с элементами регламентации и регулирования в своем диалектическом взаимодействии дают эффективный механизм обеспечения индивидуальных (частных), групповых (коллективных) и общественных (общенациональных) интересов. Непосредственное проявление централизации в децентрализованной рыночной экономике наблюдается в форме принятия единых законодательных актов и нормативных документов, регулирующих экономическую деятельность всех хозяйствующих субъектов. Кроме того, в рыночной экономике имеют место, централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов, сосредоточиваемых в государственном бюджете, а также связанная с ними государственная налоговая политика. Важно подчеркнуть, что децентрализация управления и экономическая самостоятельность распространяются как на предприятия, так и на регионы. Однако хозяйственная региональная самостоятельность и в условиях рыночной экономики имеет ярко выраженную специфику. Мера региональной децентрализации во многом предопределена формами национально-государственного суверенитета регионов, входящих в состав страны. Естественно, что в унитарном государстве степень региональной децентрализации невысока, в федерации она существенно выше, а в конфедерации - еше выше.
|