Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов " распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось. В 1980 году в СССР бурно праздновалось пятидесятилетие " крупнейшего социального завоевания трудящихся - ликвидации безработицы". А спустя десять с небольшим лет, 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных. Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы. Количество исторических источников, посвящённых проблеме безработицы ограничено, так как наблюдения велись не всегда и не везде. В определённый исторический период индустриализация привела к отчуждению средств производства от работников и свела к минимуму возможность их самозанятости. Таким образом, работник, который, по каким-то причинам, не имел возможности устроиться на предприятие, не мог самого себя обеспечить работой и становился безработным. Ситуация усугубилась тем, что работники индивидуальных профессий, например врачи, фермеры, ранчеры, прядильщики, мелкие торговцы, стали образовывать крупные закрытые профессиональные объединения и тем, кто не входил в них, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции или становиться безработными. Безработица как явление стала постепенно входить в экономическую мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Процесс формирования этого понятия можно рассматривать на примере Великобритании, так как там он был хорошо задокументирован. В XVI веке в Англии не делалось различий между бродягами и теми, у кого нет работы, все официально именовались Sturdy beggar и рассматривались как лица, которых нужно наказать и выслать. Закрытие монастырей в 1530-х годах увеличило нищету, так как монастыри помогали бедным. Кроме того, во времена Тюдоров возросло население и усилился процесс огораживания. У безработных оставалось только два выхода - голодать или нарушать закон. В 1535 году вышел закон, предусматривавший создание системы общественных работ для борьбы с безработицей, финансировавшихся за счёт налогов на прибыль и капитал. Вышедший в следующем году закон разрешал применять к бродягам телесные наказания.
Глава I. Общее понятие безработного и определение его правого статуса 1.1 Общее понятие безработный и его правовой статус. Из закона «О занятости населения Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам». Другими словами, чтобы быть классифицированным как безработный, человек должен быть: · способен работать, · желать работать, · активно искать работу, · быть безработным. Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, свидетельства о профессиональной квалификации, оправки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы и др.). Лишь со дня предъявления требуемых документов гражданин признается безработным. Согласно ч.3 ст. 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане: * не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия (кроме пенсионеров по инвалидности III группы, поскольку у них, хотя и не в полной мере, сохраняется трудоспособность); * отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы (или от прохождения профессиональной подготовки - для впервые ищущих работу). Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и тоже место учебы) дважды. Однако такой отказ не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости, но не ранее чем через две недели. В этом случае он может быть признан безработным со всеми вытекающими отсюда последствиями. С отказами от подходящей работы связано и сохранение статуса безработного. Если безработный отказался от двух предложений подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая возможность конфликтов по этому поводу, законодательство раскрывает понятие как подходящей, так и неподходящей работы. В статье 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации», говорится, что: 1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. 2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. 3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: б) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для лиц, отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию после длительного (трехгодичного) перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке. Право граждан на трудоустройство, т. е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Однако, учитывая двусторонний характер договора и провозглашенную свободу предпринимательской деятельности, следует признать, что реализация этого права зависит от усмотрения работодателя. Во втором случае обращение гражданина к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при подыскании подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки. Наряду с этим правом граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку и переподготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда. Было бы целесообразно с позиции обеспечения эффективной занятости ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы, облегчило поиски новой работы и содействовало, в конечном счете, трудоустройству потенциальных безработных. Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно предвидеть, какое значение будет иметь зарубежная миграция в нашей стране. Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу) и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на.25% на срок до одного месяца. Социальные гарантии и компенсации устанавливаются как для граждан, потерявших работу, высвобожденных с предприятий, из учреждений, организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимыми условиями предоставления таких гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста (16 лет) и получение статуса безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста право на получение пособия по безработице или компенсации утрачивается и возникает право на пенсионное обеспечение (трудовую или социальную пенсию). К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся: * предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; * возможность участия в общественных работах; * компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.18 Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке. Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости Трудоустройство — процесс трудоустройства представляет собой подбор места работы и соответствующего оформления путем заключения трудового договора с определенным работодателем. Вместе с тем в широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу как самостоятельно, так и с помощью определенных органов, а также с помощью администрации при увольнении не по вине работника, поскольку последняя обязана предложить намеченному к увольнению работнику иную имеющуюся в организации работу (внутреннее трудоустройство), а в достаточно узком смысле трудоустройство — это устройство на работу с помощью определенных органов. Т. е., иными словами, в совокупности трудоустройство является именно реализацией гарантии права на труд. Участие государственных органов в найме рабочей силы и установлении трудовых отношений не означает, что волеизъявление субъектов трудового отношения теряет юридическое значение. Свобода выбора профессии, рода деятельности и места работы является универсальным принципом рыночной экономики. Включение гражданина в деятельность предприятия, его трудовая функция и другие условия труда во всех случаях определяются на основе трудового договора как двустороннего соглашения между нанимателем и работником. Но эта двусторонняя связь может дополняться волеизъявлением третьего лица, оказывающего содействие сторонам в установлении трудового правоотношения. Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и условий финансового обеспечения; б) гарантии реализации права граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение; в) регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству; г) установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан. В обеспечении занятости населения участвуют госорганы двух видов: общие и специальные. Общее руководство трудоустройством и его организация возложены на Министерство труда Российской Федерации, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие министерства республик в составе РФ, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления. Специальным органом трудоустройства выступает Федеральная государственная служба занятости (ГСЗ), в которую входят: 1. Государственный комитет РФ по занятости населения; 2. Государственные комитеты республик, входящих в состав РФ, по занятости населения; центры занятости населения в краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге; городские, районные центры занятости населения, являющиеся первичным звеном этой государственной структуры. Все перечисленные органы имеют двойное подчинение: в своей деятельности они подчиняются исполнительным органам власти соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются ими бесплатно. Вместе с тем Закон о занятости предусматривает возможность оказания и платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основании лицензий, выдаваемых Советами народных депутатов. Органы службы занятости осуществляют свои функции при участии профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных решений из представителей этих организаций создаются координационные комитеты содействия занятости населения на республиканском и местном уровнях. На основе взаимных консультаций между представленными в комитете сторонами могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости. Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости, создается Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве является одной из основных (но не единственной) гарантий права граждан на труд. Не меньшее значение имеет: * бесплатное обучение новой профессии (специальности); * повышение квалификации в системе службы занятости; * направление в иные учебные заведения с выплатой стипендии; * свобода выбора рода занятости, в том числе работы с различными режимами труда; * правовая защита от необоснованного увольнения; * компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность; * возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах и др. Для отдельных категорий населения предусматриваются дополнительные гарантии. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в службах занятости в качестве ищущих работу, могут проводиться при отсутствии у гражданина необходимой профессиональной квалификации или работы, отвечающей его профессиональным навыкам; при утрате способности к выполнению работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют безработные, у которых истек срок выплаты пособия. В целях обеспечения временной занятости населения местные Советы народных депутатов организуют проведение оплачиваемых общественных работ. Преимущественным правом на участие в этих работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии). Следует подчеркнуть, что выполнение таких работ осуществляется " а добровольной основе и оформляется заключением срочного трудового договора. Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже гарантийного минимума. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице. Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий: Первая стадия трудоустройства - это обращение гражданина к полномочным органам за содействием в получении подходящей работы. В результате такого обращения возникает особое правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставления ему подходящей работы, а при ее отсутствии - постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством; трудоустраивающий же орган обязан зарегистрировать такого гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а при невозможности этого - выплатить пособие из государственного фонда занятости по условиям и нормам, установленным в законодательстве. По своей юридической природе это правоотношение носит часто правовой характер, поскольку органы службы занятости входят в систему органов государственного управления, но не наделяются властными полномочиями по отношению к работодателям. В этом и проявляется свобода рыночных отношений. Первая стадия трудоустройства завершается выдачей заинтересованному гражданину специального направления на работу или профессиональное обучение. Вторая стадия трудоустройства - заключение трудового или ученического договора с предприятием (учебным заведением), которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Следует подчеркнуть, что заключение договора для трудоустраиваемого гражданина является его правом, а не обязанностью: он может не воспользоваться выданным направлением и заключить договор с другой организацией. Характер работы и ее условия также определяются по соглашению между трудящимся и предприятием (организацией), куда он направлен на работу. Отношения, возникающие между гражданином и предприятием в результате трудоустройства, регулируются нормами трудового права без каких-либо изъятий. На второй стадии возникает еще одна группа правоотношений - между органом службы занятости и предприятием (учебным заведением) по поводу реализации направлений, выдаваемых гражданам. Природа этих отношений связана с оценкой юридической силы актов органов службы занятости и их обязательности для предприятий (учебных заведений). В недалеком прошлом при планово-организованной системе хозяйствования, опиравшейся на монополию государственной собственности, этот вопрос решался просто: предписания органов трудоустройства о приеме направляемых на работу или обучение граждан были обязательны для хозорганов, поскольку они основывались на планах размещения рабочей силы. В новых условиях хозяйствования, базирующихся на свободе предпринимательской деятельности и риске собственника за ее результаты, административные приемы регулирования заменяются экономико-правовыми методами. С учетом этого определяется и компетенция государственной службы занятости населения и права работодателей. Так, служба занятости имеет право запрашивать у работодателей информацию о предполагаемом высвобождении работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников; направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства. В то же время в числе обязанностей службы занятости указано: " оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников".Приведенные формулировки не оставляют сомнений в том, что направления органов службы занятости носят факультативный характер и для работодателей, сохраняющих право на отбор нужных работников. Об этом свидетельствует и тот факт, что работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости (однако в последнем случае он обязан объяснить причины отказа в приеме на работу). Правда, есть исключения из этого правила. Закон о занятости предоставляет местным Советам народных депутатов право устанавливать для работодателей минимальное количество специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве. Установление таких квот означает обязанность нанимателей замещать определенное количество рабочих мест лицами данной категории. Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в судебном порядке. Более того, в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений предприятия и организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. За неисполнение этой обязанности и другие нарушения Закона о занятости виновные работодатели несут административную ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления на работу, выдаваемые ею, как правило, носят рекомендательный характер. Лишь в отношении граждан, требующих особой социальной защиты, направления службы занятости приобретают обязательный для работодателей характер и обеспечиваются административными и экономическими мерами. Так, работодатели, создающие дополнительные рабочие места сверх минимального количества, установленного Советами, имеют право на частичное возмещение этих расходов в виде дополнительных налоговых льгот и другие формы компенсации. При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения рабочих, принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий и учреждений. В некоторых случаях служба занятости может выступать и в качестве доверенного лица работодателей и заключать от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой). Имеются в виду случаи, когда работодатель находится в другой местности. Он по доверенности поручает органам службы занятости производить наем работников, оплачивать расходы, связанные с переездом, и выдавать пособия за счет средств работодателя. Исходя из смысла такого договора, следует признать, что трудовые отношения с гражданином возникают с момента заключения договора (а не со дня прибытия его на новое место) и с этого момента на них распространяется законодательство о труде и социальном страховании со всеми вытекающими последствиями. 1.3. Материальное обеспечение безработного. Потеря работы для трудоспособного человека по существу означает лишение средств существования его самого и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому государство вынуждено брать на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей. Системы материального обеспечения безработных в других странах различаются по уровню обеспечения, условиям выплаты пособий, но все они имеют один общий знаменатель - они опираются на участие самих наемных работников в образовании фондов страхования. Эта идея воспринята и в российском законодательстве - трудящиеся производят страховые отчисления в Государственный фонд занятости. По нашему законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за два последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, " о максимальный размер его не может превышать среднего заработка по последнему месту работы. Пособие по безработице назначается гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными, и выплачивается с этого же момента. Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. По истечении установленного периода, а также в случае трудоустройства безработного или прохождения обучения по направлению службы занятости выплата пособия прекращается. В случае не предоставления, подходящей работы по истечении этого срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка незанятого населения могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу; необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней специальности; гражданин желает получить другую профессию. Обучение проводится в учебных центрах, службы занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами. На период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан им выплачивается стипендия, размер которой зависит от среднемесячного заработка по последнему месту работы и трудового стажа не ниже минимальной оплаты труда (или пособия по безработице) и. не выше среднего заработка в регионе. При наличии иждивенцев размер стипендии повышается на 10% (на каждого иждивенца), но не может превышать среднего заработка по последнему месту работы. В случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен или выплата её может быть приостановлена. Организация общественных работ возлагается на местные Советы народных депутатов (при участии службы занятости). К общественным обычно относятся виды работ, которые не требуют специальной подготовки. Так, в примерном перечне работ, утвержденном президиумом Ленинградского горсовета, значатся: благоустройство территории города, оказание помощи строительным организациям, сельскохозяйственные работы, уход за больными, престарелыми, инвалидами, бытовое обслуживание населения и др. Финансирование общественных работ производится организациями, для которых они выполняются, а также за счет местного бюджета и фонда занятости. Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже установленного законом уровня, и, кроме того, сохраняется право на получение пособия по безработице. По условиям выплаты пособий безработные могут быть разделены на три категории. Первую категорию составляют граждане, потерявшие работу и заработок (уволенные по любым основаниям), - пособие им выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель. По нашему мнению, началом безработицы в этом смысле следует считать календарный день, последовавший после дня увольнения, а под " доходом" - любую оплачиваемую работу, независимо от юридических оснований ее выполнения, в том числе работу по договорам подряда и поручения. Для этой категории безработных размер пособия зависит не только от размера среднего месячного заработка по последнему месту работы, но и от продолжительности пребывания в качестве безработного. Чтобы заинтересовать безработного в самостоятельном поиске работы, размер его пособия по мере удлинения сроков его выплаты уменьшается. К " иным категориям" (вторая группа) относятся граждане, ищущие работу впервые или возобновляющие трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также уволенные граждане, не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение года перед безработицей. Им выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы. Наконец, третью категорию составляют трудоспособные безработные, имеющие общий трудовой стаж, который дает им право на пенсию по старости (25 лет для мужчин, 20 лет - для женщин), в том числе на пенсию на льготных условиях. Для этой категории продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две календарные недели (сверх установленных 12 месяцев) за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. К этой категории примыкают также граждане предпенсионного возраста. Они имеют право по предложению службы занятости на досрочный (не ранее чем за 2 года) выход на пенсию или удлинение срока выплаты пособия до 24 месяцев. Органам государственной службы занятости населения предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок (доход) и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней. В условиях массовой безработицы и нестабильности экономики возможны ситуации, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не найдено. Для этих случаев законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной помощи безработным и членам их семей (иждивенцам), включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания помощи определяются законодательством, решениями местных Советов народных депутатов, коллективными договорами и иными соглашениями.
Глава II. Основные критерии безработицы: причины, уровень и продолжительность 2.1. Основные причины возникновения безработицы Безрабо́ тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы: a) Потерявшие работу в результате увольнения; б) Добровольно оставившие работу; в) Пришедшие на рынок труда после перерыва; г) Впервые пришедшие на рынок труда. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных. Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал, однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом. Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату, квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О. Филлипса 1с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, к инфляции. Теперь для увеличения занятости стали рекомендовать увеличение инфляции в пределах управляемости. Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель. Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместиться и т. д. Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает: Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными. Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели: * уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда; * продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии. Основные факторы, влияющие на возникновение безработицы: 1) обширность территории государства; 2) природно-климатические условия в стране; 3) структура экономики; 4) уровень развития промышленности; 5) существование определенных отраслей производства; 6) поддерживаемая численность персонала в организациях. 7) национальные традиции; 8) политическое устройство общества; 9) уровень экономического развития (застой, спад, кризис, подъем); 10) отношение государства к безработным (социальная защита, регистрация безработных на бирже и периодический анализ ситуации на рынке труда) и др.
|