![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастная периодизация. Принципы построения научной периодизации.
Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов: 1. Принцип историзма (последовательный анализ проблемы детского развития). 2. Биогенетический принцип (системное изучение важнейших проблем детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде). 3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения. Основные проблемы возрастной периодизации психического развития: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. 2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей. 3. Соотношение задатков и способностей. 4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. 5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме, и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов). Возрастная периодизация. Виды возрастной периодизации. Возраст – это хронологический возраст, (по паспорту); биологический возраст – (биологические показатели ); психологический возраст (уровень развития психики: умственный возраст (по тесту Векслера); социальная зрелость (адаптированось к среде обитания); эмоциональная зрелость) С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. 1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену
|