Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уравновешивание сил, действующих на колесо
Колесо работающего вихревого насоса нагружено продольной и поперечной силами, передающимися на вал. Продольная сила возникает в результате различия давлений на торцовые поверхности колеса в осевых зазорах m и n (см. рис. 9.1). Эта сила невелика, легко воспринимается радиальным шариковым подпятником и может быть исключена применением колеса симметричной формы (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Рабочее колесо с уравновешенной осевой силой 1 – рабочее колесо с симметричным сечением; 2 – рабочие лопасти; 3 – отвод симметричного сечения; 4 – дистанционные втулки
Поперечная сила обусловлена тем, что давление в отводе распределяется неравномерно и, как показывают уравнение (9.1) и опыт, пропорционально углу φ (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Распределение давления по длине отвода вихревого насоса
Если H – напор, создаваемый колесом, то давление в произвольном сечении отвода равно , а его поперечная составляющая равна . Элементарная поперечная сила, действующая на длине отвода при ширине колеса B, будет . Полная поперечная сила . После интегрирования и подстановки пределов получим (9.7) Поперечная сила в вихревых насосах достигает больших значений. Так при H = 100 м, B = 40 мм, D = 150 мм, ρ = 1000 кг / м3 получаем PП = 3000 Н (примерно 300 кгс). Поперечная сила нагружает вал напряжениями переменного знака, вызывая прогиб его и смещение торцовых поверхностей колеса. Это приводит к необходимости увеличения осевых зазоров и ухудшению эксплуатационных качеств насосов. Для уничтожения поперечной силы применяют закрытую форму рабочих колёс: каналы фрезеруются в торцовых поверхностях рабочего колеса, что обуславливает уравновешивание радиальных составляющих давления в любом осевом сечении межлопаточного канала.
|