Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания классификаций отраслей права.
Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности: материальные и процессуальные. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.). Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно - процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.). Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный. По предметному единству отрасли делятся: на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности; вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права; с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права. Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования. Примером комплексной отрасли права является хозяйственное (предпринимательское) право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного права считали, что его нельзя представить, как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природопользования. Существует классификация отраслей по циклам. Основание для выделения каждого цикла – это наличие соответствующей профилирующей отрасли права, которая группирует вокруг себя все следующие за ней или тяготеющие к ней отрасли права. Таким образом, могут быть выделены следующие группы отраслей: государственно-правового, криминалистического, административно-правового, цивилистического и процессуального циклов. Выделяют отрасли публичного и частного права. Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов. Отрасли публичного права: административное, конституционное, налоговое, уголовное, уголовно-исполнительное, муниципальное. Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Отрасли частного права: гражданское, семейное, трудовое.
2. Правотворчество: сущность, содержание, принципы. Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах. Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: · оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; · основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); · это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; · уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: · научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); · профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); · законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); · демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); · гласность (означает открытость, " прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). · оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Так же выделяют: Народный характер правотворчества. Реализация этого принципа заключается в том, что главный правотворческий представительный орган состоит из депутатов, избранных народом, и призванных представлять интересы своих избирателей. Кроме того, в демократическом государстве все субъекты правотворческой деятельности обязаны выражать интересы граждан. Принцип справедливости. Этот принцип относится, прежде всего, к содержанию нормативных актов. Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
|