Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право и его роль в экономической, политической сферах жизни общества.
Роль права в экономической сфере жизни общества: Право – естественная форма экономических отношений. Экономические отношения могут стабильно функционировать, если они закреплены в правовой форме. Единой юридической основной всех отношений экономического цикла является право собственности. Обмен трудовой деятельностью, результатами труда осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Право есть способ саморегулирования экономики. В условиях экономики все собственники должны быть юридически свободны, чтобы самостоятельно решать, что производить, в каком объеме и количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода – необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможности производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Существуют 2 мнения об их соотношении. Согласно первому подходу среди этих понятий нет главного. Основным фактором развития общественных отношений выступают интересы людей. В некоторых случаях они реализуются сначала в праве, а затем в экономике (например, в эпоху буржуазных революций сначала принимались закона, а на их базе строились новые экономические отношения). Иногда интересы людей реализуются сначала в производственных отношениях, а затем закрепляются в праве. Политика же выступает посредником между данными явлениями. Согласно второму подходу экономика определяет политику и право, экономика является базисом, а политика и право - надстройкой. Политика здесь также выступает в виде посредника между экономикой и правом. Роль права в политической сфере жизни общества: · Право служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев и классов); · Право аккумулирует волю общества, всех его политических сил; · Право делает политическую систему более стабильной; · Право устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы; · Легализует в правовых актах (конституции, законах) субъектов политической организации – государство, политические партии, движения; · Посредством публичного права закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы; · Право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
3. Юридический процесс: понятие, содержание, стадии. Правовые процедуры и судебные процессы. Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. Особенности юридического процесса заключаются в следующем: · во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; · во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; · в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера. Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определеннуюпоследовательность. По содержанию он представляет собой цепьвзаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным. Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный По отраслевому признаку выделяются: гражданский, арбитражный, уголовный и административный процесс. Юридический процесс — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др. В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, в законотворческом процессе выделяются 4 стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона. В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий: 1) возбуждение судопроизводства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции; 5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения. Юридический процесс содержит в себе как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при ϶ ᴛ ᴏ м процессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по гражданским, административным, уголовным делам. Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.: процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой экспертной комиссии, порядок заключения брака и привлечения к административной ответственности шофера, управляющего автомашиной в нетрезвом состоянии). Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность – в той или иной степени – правовыми санкциями. Вместе с тем между юридическое процедурой и судебным процессом есть принципиальные различия. Судопроизводство – ϶ ᴛ ᴏ установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть. Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны следующие судебные процессы: гражданский, арбитражный, уголовный, административный и конституционный. Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно реализации только диспозиций, но не санкций соответствующих норм права. Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и исполнительной власти. При всем разнообразии юридических процедур они всегда – составная часть гражданского, семейного, трудового, жилищного и другого права. Стоит отметить - они закреплены материально-правовыми нормами в отличие от судебных процессов, каждому из которых должна соответствовать процессуальная отрасль права. Нормативные акты процедурного, характера обязательны в российском законодательстве – без них невозможно нормальное функционирование как отдельных правовых институтов, отраслей права, так и всего права России.
|