Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательское право: понятие, предмет, метод






Существует несколько концепций относительно места предпринимательского права как отрасли права в российской правовой системе.

Представим краткий обзор основных концепций регулирования предпринимательских отношений и взглядов на предпринимательское право как отрасль права, нашедших отражение в научной и учебной литературе.

В работах Е.А. Суханова, В.П. Мозолина представлена дуалистическая концепция, которая рассматривает предпринимательские отношения главным образом с позиций гражданского и административного права, полагая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения - административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей (финансовым, налоговым и др.).

Следующая концепция представлена в работах В.В. Лаптева[4], В.К. Мамутова, В.С. Мартемьянова, в которых изложена позиция о самостоятельности предпринимательского (по терминологии авторов, хозяйственного) права как отрасли права[5].

Придерживаясь мнения о том, что современная правовая система права развилась до такой степени, что необходимо признать появление новых критериев выделения отраслей в системе права, считаем, что предпринимательское право это самостоятельная комплексная интегрированная отрасль российского права. Для данного выделения есть все основания: Во-первых, совокупность норм предпринимательского права адекватна совокупности общественных отношений возникающих в сфере предпринимательства, то есть имеет единый предмет регулирования. Во-вторых, предпринимательские отношения обладают огромной значимостью, недооценка правового регулирования которых истории России уже известна. В-третьих, нормативно-правовая база предпринимательского права является едва ли не самой объемной. Таким образом в полном объеме удовлетворяются требования, выдвинутые еще В.К. Рейхером[6].

Кроме того предпринимательские отношения занимают и будут занимать одно из центральных мест экономической жизни страны. Сама общественная жизнь, развитие экономики требует от права предоставить наиболее эффективные инструменты для стабилизации и нормализации экономики. Наиболее удобно и эффективно данную потребность можно удовлетворить путем развития предпринимательского права как самостоятельной отрасли права, законодательства и доктрины.

Предпринимательские отношения как предмет предпринимательского права имеют сложное содержание и структуру.

Первая группа таких отношений - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью (ст.34 Конституции РФ); которое получило свое развитие в ст.18 ГК РФ, в ст.23 ГК РФ в ст.51 ГК РФ, и др.

Во вторую группу входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, т.е. с деятельностью, где достигается одна из главных целей предпринимательства - получение прибыли. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений.

Третья группа отношений регулируется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. В данных отношениях государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публичные (социальные, финансовые, бюджетные, экологические и др.) и частные интересы.

Четвертая группа предпринимательских отношений - это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Под внутрихозяйственными отношениями понимаются отношения, направленные на организацию внутренних связей, оптимизацию управленческого процесса. Такие отношения не являются правовым, работники подразделений остаются просто работниками организации, а внутрихозяйственные подразделения не имеют статуса какого-либо субъекта права, они существуют лишь учетно[7].

Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства.

В предпринимательском праве используются не один, а несколько методов (юридических режимов) правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, метод согласования, метод рекомендаций.

С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал