Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы предпринимательского права
Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы пронизывают весь массив правовых норм, обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях. 1 Принцип свободы предпринимательской деятельности. Закреплен в ст. 8 Конституции РФ и дает возможность реализовывать социально-экономические права, закрепленные в ст.ст. 27, 34-37 Конституции РФ). Однако свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, не являясь абсолютными, может быть ограничена законом. Сама возможность ограничений и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 четвертого Протокола к этой Конвенции). Конституционные пределы ограничения свободы экономической деятельности не подлежат расширительному толкованию. Обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле, существенными признаками которого, в частности, являются экологическая и социальная составляющие, вполне охватывается конституционно-правовой целью защиты прав и законных интересов других лиц, но вместе с тем выступает в качестве предпринимательско-правового (хозяйственно-правового) критерия (предела) свободы предпринимательской деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики[8]. 2 Принцип юридического равенства хозяйствующих субъектов. Данный принцип реализуется в горизонтальных предпринимательских отношениях. В вертикальных предпринимательских отношениях данный принцип неприменим. Однако государство в процессе регулирования экономики обязано обеспечивать надлежащее действие принципа равенства в горизонтальных хозяйственных отношениях и тем более не создавать предпосылок к его нарушению органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Данный принцип предполагает: равенство всех перед законом и судом, равенство всех форм собственности - установление в единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Данный принцип также не является безусловным, поскольку «исходя из запрета дискриминации, государство обязано различно обращаться с лицами, находящимися в заметно различных ситуациях»[9]. Законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности[10]. Определенным мерилом справедливости равенства хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного регулирования экономики может в некоторой мере служить рациональное хозяйствование в объективном смысле, особенно его нравственная составляющая[11]. 3 Принцип государственного воздействия на экономические отношения преимущественно на основе применения экономических мер и методов (например, применение единых налоговых норм). Влияние государства на рыночную экономику не может ограничиваться только определением правил поведения хозяйствующих субъектов. Присутствие государства в экономике не сводится также к созданию им коммерческих организаций, в том числе естественных монополий, или некоммерческих организаций в форме учреждений. Важнейшей конституционной обязанностью государства является финансовое регулирование. Так же у государства появляется потребность в создании специализированных организаций, обособленных от бюджета, активность которых внешне напоминает предпринимательскую деятельность, однако таковой в действительности не является. Появление таких организаций оправданно в тех секторах экономики, где частный бизнес не способен решить соответствующие задачи или где конкуренции (т.е. свободного рынка) нет вовсе. Участвуя в гражданском обороте, эти организации выполняют по поручению государства определенные публичные функции. Например, Банк России, покупая и продавая иностранную валюту, не преследует цели извлечения прибыли, его цель - поддержание стабильности рубля. Или, к примеру, Пенсионный фонд РФ, федеральные внебюджетные Фонды медицинского и социального страхования, Агентство по страхованию вкладов никак не могут быть причислены к коммерческим страховым организациям, для которых получение прибыли является целью существования[12]. 4 Принцип конкуренции и защиты от монополизма. Государство методами гражданского права регулирует рыночные отношения, обеспечивая конкуренцию и не допуская монополизма. Данный принцип стимулирует конкурентоспособные и устраняет плохо работающие предприятия, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимые товары подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты. Важная роль в осуществлении принципа поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, принадлежит антимонопольному законодательству. Целями Федерального закона " О защите конкуренции" [13] (далее Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Принцип законности. Хотя он и является общеотраслевым, но в предпринимательском праве он приобретает специфическое выражение. Сформулированное ныне правило о том, что в сфере хозяйствования предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, ставит в основу оценки законности деятельности предприятия не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование.
|