Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура социометрического исследования и представления его результатов.






Этапы проведения социометрического опроса:

1. Подготовительный этап.

2. Проведение опроса.

3. Результирующий этап (обработка и анализ данных).

Социологи должны хорошо представлять: цель исследования, кто проводит социометрический опрос, что могут дать результаты опроса для группы в целом и для каждого ее члена, чем определяется выбор группы. Необходимо располагать полным и точным составом группы.

Процедура проведения социометрического опроса: знакомство с местом проведения опроса, установление контакта с респондентами, изложение целей опроса, мотивация респондентов на участие, инструктаж респондентов, опрос респондентов в соответствии с требованиями, фиксация сопутствующих факторов опроса в протоколах / бланках, контроль над ходом выполнения программы первичная обработка социометрических карточек.

Обработка и анализ данных: составление социоматриц по выделенным критериям, расчет групповых и индивидуальных социометрических индексов, пострение социограмм, анализ внутригрупповых отношений, выделение характеристик, структуры группы, сравнение данных социометрического опроса с данными других методов, подготовка заключения о структуре группы и характере внутригрупповых отношений, анализ эффективности применения данного метода, подготовка научного отчета по результатам исследования.

 

Процедура социомерического опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контактсчленами коллектива, стремится внушить им доверие к себе; Предварительный контакт исследователяля с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев.

Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.

 

Программа проведения социометрического опроса. Особое внимание уделяется предварительному знакомству с группой, точному определению социометрических критериев, разработке адекватного инструментария, выбору форм обработки (социограмм, социоматриц) и анализа информации (социометрических индексов).
Социоматрица – таблица, с помощью которой анализируются результаты социометрического опроса.
Социограмма – графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основе социометрического опроса.
Социометрический критерий (категория анализа) - конкретная содержательная ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других членов группы в качестве партнеров совместной деятельности либо в виде предложения о том, кто из членов группы выберет (отклонит) респондента в этой ситуации. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрические критерии могут применяться в виде тестов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал