Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса по цене показывает, как реагирует покупатель на изменение рыночной цены.
● Характер реакции можно определить тремя способами: 1) путем расчета коэффициента эластичности и его сравнения с нормативными значениями; 2) с помощью показателя совокупной выручки (дохода); 3) с учетом факторов ценовой эластичности спроса. Еpd – эластичность спроса по цене. Еpd = %Δ Qd / %Δ P ● Коэффициент может быть рассчитан двумя методами: 1) коэффициент точечной эластичности Eточ.эл.= Δ (Q2– Q1): Q1 / Δ (P2 – P1): P1 2) коэффициент дуговой эластичности Eдуг.эл.= (Q2– Q1): (Q2+Q1) / (P2– P1): (P2+P1) ● Возможны 5 типов реакций покупателя на изменение цены: 1) D1 = 0 → абсолютно неэластичный спрос; 2) D2 = ∞ → абсолютно эластичный спрос; 3) D3 = 1 → единичная эластичность спроса по цене; 4) D4 < 1 → неэластичный спрос; 5) D5 > 1 → эластичный спрос. P(цена)
P20 D1
D2 D5 P1 D4 D3 Q Q(кол-во продукта)
● Показатель совокупной выручки (собственно дохода): TR = P ∙ Q, где Р – цена товара, Q – объем реализованного товара ● Три правила определения характера эластичности: 1.Если цена и выручка меняются на рынке в разных направлениях, то спрос будет эластичным: P ↑, TR ↓ или P ↓, TR ↑ → E > 1 2.Если цена и выручка меняются на рынке в одинаковых направлениях, то спрос на товар является неэластичным: P ↑, TR ↑ или P ↓, TR ↓ → E < 1 3.Если при любых изменениях цены выручка не изменяется, то спрос является единичным по эластичности: P ↑ ↓, TR = const → E = 1 ● Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене: 1.Субституция – чем больше субститутов, тем эластичнее спрос на него, и наоборот. 2.Комплементарность – спрос более эластичен на более значимый комплемент, но неэластичен на менее значимый. 3.Удельный вес расходов на покупку в бюджете покупателя. Спрос эластичен при более высоком удельном весе, и наоборот. 4.Значимость товара для покупателя: на предметы роскоши – спрос эластичен, на предметы первой необходимости – неэластичен. 5.Фактор времени. Спрос эластичен на длительных временных интервалах, менее эластичен – на коротких.
|