Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие гражданской юрисдикции
Согласно Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции). Это означает, что суды призваны осуществлять правосудие по делам, вытекающим из гражданских, хозяйственных, административных и др. правоотношений в целях защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц. Основополагающими принципами построения судебной системы в Украине являются принципы территориальности и специализации, которые предназначены разграничить компетенцию судов общей юрисдикции (местных, хозяйственных, административных). Юрисдикция употребляется в двух смыслах: а) как предпосылка права на обращение в суд; б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, определяющих деятельность компетентных органов по разрешению правовых вопросов, возникающих в сфере применения права. Таким образом, юрисдикция – это компетенция судов, а также юрисдикционных органов (нотариата, регистрации актов гражданского состояния и др.) по рассмотрению и разрешению споров и правовых вопросов. В свою очередь разграничение компетенции по разрешению правовых вопросов и споров о праве между судебными органами в системе судов общей юрисдикции называется юрисдикцией судов. Юрисдикции гражданских дел посвящена глава 2 ГПК – «Гражданская юрисдикция», содержащая нормы, регулирующие деятельность судов, направленную на осуществление правосудия по гражданским делам. Гражданскую юрисдикцию можно определить как компетенцию судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел. На разграничение компетенции между судами общей юрисдикции оказывают влияние объективные и субъективные факторы. В качестве объективных факторов выдвигаются «свойство дела», «характер правоотношений». К числу субъективных факторов можно отнести субъектный состав правоотношений, нравственные мотивы и т. д. В науке гражданского процесса применяются следующие критерии, определяющие юрисдикцию: – наличие спора о праве; – субъектный состав спорных правоотношений; – характер правоотношений и содержание спора. Неотъемлемым признаком «спора о праве» является наличие спора противодействующих сторон. Этот критерий не позволяет объяснить гражданскую юрисдикцию относительно дел приказного и особого производства, а также разграничить компетенцию судов общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит разрешение правовых споров. Субъектный состав сторон позволяет разграничить гражданскую, хозяйственную, административную и уголовную юрисдикцию. Споры между юридическими лицами, а также физическими лицами-предпринимателями отнесены к хозяйственной юрисдикции. Спор физического лица, имеющего статус СПД, в гражданско-правовых, жилищных или иных правоотношениях, не имеет признаков хозяйственного и не связан с хозяйственной деятельностью, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (п. 14 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О некоторых вопросах юрисдикции общих судов и определения подсудности гражданских дел» от 01.03.2013 № 3.). Спорность или бесспорность права разграничивает компетенцию юридических дел между судами и органами исполнительной власти, которые осуществляют регистрацию фактов бесспорного характера, а также нотариусами. Вместе с тем, в ряде случаев суд также осуществляет бесспорное юрисдикцию, например, установление юридических фактов судами общей юрисдикции, когда отсутствуют правовые возможности для установления данных обстоятельств во внесудебном порядке. Под характером спорного правоотношения понимается положение субъектов в материальных правоотношениях по отношению друг к другу. Если в гражданских правоотношениях это положение характеризуется равенством, то в административных и уголовных - властью и подчинением. На сегодняшний день при определении юрисдикции суда основным является критерий содержание спора. Именно этот критерий соответствует конституционному принципу территориальности и специализации в построении судебной системы, и на его основе происходит разграничение компетенций между судами общей юрисдикции. В порядке гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 15 ГПК суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых и других правоотношений. В компетенцию хозяйственных судов входит рассмотрение дел, по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров; спорам о банкротстве и др. (ст. 12 ХПК). Административные суды рассматривают дела административной юрисдикции – споры: по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий; споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы; по правоотношениям с избирательным процессом и процессом референдума и др. (ст. 17 КАС). В п.15 ч. 1 ст. 3 КАСУ приведено определение термина «публичная служба» - это деятельность на государственных политических должностях, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенной) службы, дипломатическая служба, иная государственная служба, служба в органах власти АРК, органах местного самоуправления. Разграничение компетенции общих и административных судов основывается на норме п.1 ч.1 ст.3 КАСУ, по которому под понятием «дело административной юрисдикции» - это переданный на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Делом административной юрисдикции является спор, возникший между двумя (несколькими) конкретными субъектами относительно их прав и обязанностей в конкретных правовых отношениях, в которых хотя бы один субъект законодательно уполномоченный властно управлять поведением другого (других) субъектов, а эти субъекты в соответствии обязаны выполнять требования и предписания такого властного субъекта. В случае, если субъект (в том числе орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо) в спорных правоотношениях не осуществляет указанные властные управленческие функции относительно другого субъекта, который является участником спора, такой субъект не находится «при осуществлении управленческих функций» и не имеет установленных нормами КАС Украины признаков субъекта властных полномочий, а спор не имеет установленных нормами КАС Украины признаков дела административной юрисдикции и, соответственно, не должен решаться административным судом. Как было разъяснено в п. 24 постановления Пленума ВССУ от 1 марта 2013 № 3 «О некоторых вопросах юрисдикции общих судов и определения подсудности гражданских дел» в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются споры о праве человека на жилье (приватизация жилья, постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или снятия с такого учета, предоставления жилья, пользования жилым помещением в доме государственного или частного жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов, в общежитиях, установку автономного отопления в помещении государственного жилищного фонда, снятие с регистрационного учета места жительства при наличии спора, обязательства органа власти или органа местного самоуправления осуществить необходимые действия по содержанию в надлежащем состоянии жилого дома, выселение, а также споры по обеспечению жилищных прав жителей общежитий (ст. 25 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий») и т.д.). Такие споры являются жилыми (гражданскими) спорами, независимо от участия в деле в качестве ответчика субъекта властных полномочий. Право собственности на имущество, на вещное право на чужое имущество, защита этих прав регулируются гражданским законодательством, и владелец имеет право требовать устранения препятствий в осуществлении им права пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 391 ГК Украины), поэтому такие споры с учетом требований ст. 15 ГПК Украины подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, если одной из сторон является физическое лицо, независимо от участия в них органа государственной власти и/или органа местного самоуправления. Например, это споры о безосновательном отказе органом местного самоуправления в разрешении на переоборудование или перепланировку жилого дома, отказа в осуществлении застройки или разрешении на строительство и т.п., если они непосредственно связаны с возникновением и осуществлением права собственности на имущество. В таком порядке следует решать споры по договору найма в домах государственного и общественного жилищного фонда, поскольку по своей природе право пользования жильем имеет вещный характер, и особенности его реализации устанавливаются Жилищным кодексом УССР. По общему правилу разграничение компетенции судов по рассмотрению земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров происходит в зависимости от субъектного состава их участников. Те споры, сторонами в которых являются юридические лица, а также граждане, получившие статус субъекта предпринимательской деятельности, рассматриваются хозяйственными судами, а все остальные - в порядке гражданского судопроизводства, кроме споров, в частности, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий при реализации ими управленческих функций в сфере земельных правоотношений, решение которых в соответствии с п.п. 1, 3 ч.1 ст. 17 КАСУ отнесено к компетенции административных судов (п. 2 постановления Пленума ВСУ от 16 апреля 2004 № 7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел»). Конституционным Судом Украины в решении от 1 апреля 2010 № 10-рп/2010 по делу по конституционному представлению Высшего административного суда Украины об официальном толковании положений ч.1 ст. 143 Конституции Украины, пунктов " а", " б", " в", " г" ст.12 Земельного кодекса Украины, п.1 ч.1 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, указал, что: - положение ч.1 ст. 143 Конституции Украины, согласно которому территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления «решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции», следует понимать так, что при решении этих вопросов органы местного самоуправления действуют как субъекты властных полномочий; - положения пунктов " а", " б", " в", " г" ст.12 Земельного кодекса Украины в части полномочий сельских, поселковых, городских советов в соответствии с этим кодексом решать вопросы распоряжения землями территориальных громад, передачи земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности, изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности нужно понимать так, что при решении таких вопросов эти советы действуют как субъекты властных полномочий; В п.п. 6, 7 постановления Пленума ВССУ «О некоторых вопросах юрисдикции общих судов и определения подсудности гражданских дел» отмечается, что при решении вопросов, связанных с компетенцией судов по спорам, возникающим из земельных отношений, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в п.п. 2 и 3 постановления Пленума ВСУ от 16 апреля 2004 № 7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» (с изменениями и дополнениями, внесенными согласно постановлению Пленума от 19 марта 2010 № 2), а также решение Конституционного Суда Украины от 1 апреля 2010 № 10-рп/2010. При этом суды должны исходить из того, что согласно ст. 13 и 14 Конституции Украины, ст. 177, 181, 324 и гл. 30 ГК Украины земля и земельные участки являются объектами гражданских прав, а государство и территориальные громады через свои органы участвуют в земельных отношениях с целью реализации гражданских и иных прав в частноправовых отношениях, то есть прав владельцев земельных участков. Суд должен выяснить: 1) является спор частноправовым или публично-правовым; 2) возник спор из отношений, урегулированных нормами гражданского права, связаны ли эти отношения с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на основе равенства; 3) возник ли спор относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий при реализации им управленческих функций в сфере земельных правоотношений. В соответствии с этим споры, возникающие из земельных отношений, в которых хотя бы одной из сторон является физическое лицо, несмотря на участие в них субъекта властных полномочий, согласно ст. 15 ГПК рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Это касается, например, исков о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или пользование или не решение этих вопросов, прекращение права собственности или пользования землей (ст. 116, 118, 123, 128, 131, 144, 146, 147, 149, 151 ЗК и другие), кроме споров, предусмотренных ч. 1 ст. 16 «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости», о гражданской ответственности за нарушение земельного законодательства (ст. 210, 211 ЗК) о возвращении самовольно занятых земельных участков (ст. 212 ЗК). При определении юрисдикции дел по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) государственной исполнительной службы следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума ВАСУ от 13 декабря 2010 № 3 и в Информационном письме ВССУ от 28 января 2013 № 24-152/0/4-13. Споры о наследовании подлежат рассмотрению судами исключительно в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 Информационного письма ВССУ «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о наследовании» № 24-753/0/4-13 от 16 мая 2013). В соответствии со ст.12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственным судам подведомственны дела, возникающие из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участником (учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого общества, кроме трудовых споров. Верховный Суд Украины в Постановлении Пленума «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24 октября 2008 №13 отметил, что при определении подведомственности (подсудности) дел этой категории судам необходимо руководствоваться понятием корпоративных прав, определенным ч.1 ст.167 ГК. Относятся к гражданской юрисдикции дела, связанные с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности других субъектов хозяйствования, которые не являются хозяйственными обществами (кооперативы, частные, коллективные предприятия и т.д.), если стороной по делу является физическое лицо. При этом норма п.4 ч.1 ст. 12 ХПК в силу ее императивного характера не подлежит применению по аналогии относительно споров, связанных с деятельностью других субъектов хозяйствования (п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 октября 2008 №13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»). Споры с участием наследников участников хозяйственного общества, которые еще не стали его участниками, не является подведомственными хозяйственным судам (п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.10.2008 №13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»). В п.7 постановления Пленума ВСУ от 27 февраля 2009 № 1 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица» отмечается, что поскольку характер спорных правоотношений являются гражданско-правовым (независимо от субъектного состава), то все дела указанной категории подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, за исключением дел о защите деловой репутации между юридическими лицами и другими субъектами предпринимательской деятельности в сфере хозяйствования и другой предпринимательской деятельности, которые рассматриваются в порядке хозяйственного судопроизводства. Пункт 4 ч.1 ст. 12 ГПК не относит к составу сторон корпоративного спора лиц, имеющих право на приобретение корпоративных прав путем вступления в хозяйственное общество или приобретения акций. Поэтому дела по спорам, связанным с разделом имущества супругов, вступлением в хозяйственных обществ лиц, которым было отчуждено долю в уставном капитале хозяйственных обществ и т.п. рассматриваются в зависимости от субъектного состава сторон спора общими или хозяйственными судами (п.1.10 Постановления Пленума Верховного Суда Украина от 24.10.2008 №13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»). Не является корпоративными споры о признании недействительными решений органов управления хозяйственных обществ по искам кредиторов, залогодержателей, арендаторов имущества или других лиц, которые не являются участниками (акционерами) соответствующих обществ. Дела по соответствующим спорам в зависимости от состава сторон рассматриваются хозяйственными и общими судами. При решении вопроса о том, является ли спор, возникший между хозяйственным обществом и должностными лицами общества, которые входят в состав исполнительного органа общества или наблюдательного совета общества, трудовым или корпоративным, необходимо руководствоваться положениями Гл.XV КЗоТ. В порядке гражданского судопроизводства следует рассматривать споры между участником (учредителем, акционером) хозяйственного общества и обществом, возникающие не из корпоративных, а по трудовым отношениям должностных лиц общества, если одной из сторон, участвующих в деле, является физическое лицо (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.10.2008 г.. №13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»). Подведомственными хозяйственным судам являются дела по искам акционеров о переводе на акционера прав и обязанностей покупателя акций в связи с наличием преимущественного права на приобретение акций, продаваемых другими акционерами общества. Такое право является корпоративным правом акционеров в соответствии с ч.3 ст. 81 ГК. По этим же основаниям согласно ч.2 ст.147, ч.4 ст. 151 ГК, ч.3 ст.53, ч.3 ст. 65 Закона «О хозяйственных обществах» подведомственными хозяйственным судам являются дела по иску участника общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью о переводе на участника прав и обязанностей покупателя доли (ее части) в связи с нарушением их преимущественного права на покупку. Подведомственны хозяйственным судам на основании п. 4 ч.1 ст. 12 ГПК также споры между участниками (учредителем) хозяйственного общества и хозяйственным обществом о праве собственности на имущество, переданное обществу в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 октября 2008 №13 «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»). В связи с отсутствием в законодательстве норм о специальной подведомственности (юрисдикции) споров, связанных с эмиссией ценных бумаг, размещением акций или их оборотом, а также долей в уставном (складочном) капитале общества, возникающих между акционерами (участниками) хозяйственного общества и обществом (кроме предусмотренных п.4 ч.1 ст.12 ГПК), такие иски должны принимать хозяйственные суды или общие суды с учетом субъектного состава участников спора. При определении юрисдикции дел по спорам, связанным с обращением акций, необходимо различать правоотношения относительно акций как вещей и правоотношения по поводу реализации корпоративных прав, удостоверенных акциями. Хотя содержанием акций является удостоверенные ими корпоративные права, однако в соответствии со ст. 177 ГК Украины, ценные бумаги (в том числе акции) является вещами. Корпоративными являются отношения, связанные с реализацией корпоративных прав, удостоверенных акциями. Отношения, связанные с обращением акций, к корпоративным не принадлежат. С учетом изложенного, споры о признании права собственности на акции, заключения, расторжения, изменения, исполнения, а также признания недействительными договоров купли-продажи акций и споры относительно других сделок с акциями, кроме споров, связанных с нарушением преимущественного права на приобретение акций, не являются возникающими из корпоративных отношений и в зависимости от субъектного состава сторон подлежат рассмотрению хозяйственными или общими судами. К корпоративны спорам относятся также споры по искам участников (акционеров) хозяйственных обществ о признании недействительными сделок, заключенных обществом, если истец обосновывает исковые требования нарушением его корпоративных прав или интересов. Поскольку в п. 4 ч.1 ст. 12 ГПК предусмотрено, что стороной корпоративного спора может быть также участник, выбывший из общества, споры о признании недействительными решений об исключении участника из общества, а также споры, связанные с определением и взысканием стоимости доли имущества общества, подлежащей уплате участнику, вышедшему (выбывшему) из общества, относятся к корпоративным и подлежат рассмотрению исключительно хозяйственными судами.
|