Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное и индивидуальное сознаниеСтр 1 из 10Следующая ⇒
ЛИНИЯ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1. Теории происхождения человека (креационистская, эволюционная (Ч. Дарвин), трудовая (Ф. Энгельс), палеовизита). Антропогенез, социогенез, антропосоциогенез. 2. Человек как биосоциальное существо 3. Основные отличия человека от животного: a. сознание (мышление); b. членораздельная речь; c. сознательная целенаправленная творческая деятельность (моделирование поведения и выбор социальных ролей, способность предвидеть отдаленные последствия, ценностное отношение); d. изготовление и использование орудий труда; e. воспроизводит биологическую и социальную сущность, а значит удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей. 4. Человек – существо уникальное (открытое, неповторимое), универсальное (любой род деятельности), целостное (интегрирует физическое, социальное и духовное начало). 5. Бытие человека: биологический аспект (индивид), индивидуальный аспект (индивидуальность) и личностный аспект (личность). Социализация – становление личности. [Бытие – все сущее Форма бытия: бытие процессов природы, человека, духовное, социальное] Общественное и индивидуальное сознание 1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я). 2. Сознание – · свойство высокоорганизованной материи; · субъективный образ объективного мира; · идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие) Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы). 3. Структура сознания: · восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя; · логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; · эмоциональные компоненты; · ценностно-смысловые компоненты. 4. Свойства сознания:
Проявления активности сознания: · активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира; · конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира; · основа преобразовательной деятельности человека; · прогнозирование природных и социальных процессов. 5. Основной признак сознания: · Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия), · Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания) 6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ. 7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
|