![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: · социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) · отрасль духовного производства (НИОКР); · особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий). 2. Классификации наук: · по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; · по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные. 3. Функции науки: · культурно-мировоззренческая, · познавательно-объяснительная, · прогностическая, · социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие). 4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность. 5. Модели развития научного знания: · постепенное развитие науки; · развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); · развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; · развитие через интеграцию научного знания. 6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе 7. Особенности: · объективность; · развитость понятийного аппарата (категориальность); · рациональность (непротивречивость, доказательность, системность); · проверяемость; · высокий уровень обобщения; · универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); · использование специальных способов и методов познавательной деятельности. 8. Уровни, формы и методы научного познания
9. Универсальные методы научного познания: · анализ – разложение целого на части; · синтез – воссоединение целого из частей; · дедукция – выведение общего положения из фактов; · дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; · аналогия – сходство нетождественных объектов; · моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; · абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; · идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. 10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе. 11. Классификация социальных наук: a. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология b. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика c. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение 12.Социальное и гуманитарное знание:
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе 14. Особенности социального познания: 14.1. субъект и объект познания совпадают; 14.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 14.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 14.4. сложность объекта познания – общества; 14.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 14.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания. 15. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании: 15.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 15.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 15.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 16. Социальный факт 16.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 16.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение). 16.3. виды социальных фактов: 16.3.1. действия, поступки; 16.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности; 16.3.3. словесные (вербальные) действия. 16.4. Оценка социального факта: 16.4.1. свойства изучаемого объекта; 16.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом; 16.4.3. познавательные цели исследователя; 16.4.4. личная позиция исследователя; 16.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
|