![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нагрузки, образующиеся при взаимодействии судов с причальными сооружениями ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При технической эксплуатации причальных сооружений первостепенное значение имеет обеспечение их сохранности, а также предохранение судов от повреждений при швартовных операциях и стоянке. Раз-
следующие виды нагрузок, образующихся при судов с причальными сооружениями: • нагрузка от давления судна на причал при действии ветра и течения со стороны акватории; • нагрузка от натяжения швартовов при действии ветра и течения в обратном направлении; • динамическая нагрузка, возникающая от удара судна при подходе; • динамический навал судна при ветровом дрейфе; • нагрузки, возникающие при волнении от пришвартованного к причалу судна. При сплошном фронте кордонной линии причала давление ветра и течения передаётся на сооружение не по всей длине судна, а только в пределах прямолинейной части борта. Если же судно опирается на отдельные опоры в виде патов, реакции последних будут сосредоточенными, а их сумма — равна полному ветровому давлению. Ветровое давление зависит от скорости ветра и величины боковой поверхности судна, называемой парусностью. Скорость и направление ветра измеряется анемометрами или анемографами. В морской практике часто скорость ветра выражают в баллах согласно табл. 4.5. С увеличением скорости ветра резко возрастает давление на 1 м2 боковой поверхности судна. Нормальная составляющая суммарного давления ветра как при статическом навале, так и при натяжении швартовов определяется по удельному давлению ветра (кг/м2), которое в свою очередь зависит от нормативного удельного давления. Таблица 4.5 Соотношение скорости ветра в баллах и м/сек
Таблица 4.6 Давление ветра по ветровым районам
Нагрузка от натяжения швартовов. Этот вид нагрузки образуется при действии ветра со стороны территории и стремится оторвать судно от кордонной линии. Удерживается оно швартовными концами (мягкими тросами), закреплёнными к швартовным тумбам. При расчёте нормальной к кордонной линии составляющей усилия от натяжения швартовов (т) учитывается уменьшение парусности судна за счёт площади поверхностей, имеющихся вблизи причала (склады и другие капитальные сооружения, высокие берега). При длине судна 100-150, 250, 300 м количество тумб должно составлять не менее 4, 6, 8 шт. соответственно. На набережных ветровая нагрузка может действовать одновременно только в одном направлении (навал или отрыв). На эстакадах же, при стоянках судов с обеих сторон, сооружение испытывает одновременно двойное воздействие: навал с наветренной стороны и натяжение швартовов — с другой, подветренной.
Динамические нагрузки, образующиеся при подходе судна к причин (удар). При подходе судно, обладающее некоторой непогашенной скоро ударяется скулой о причальное сооружение. В этом случае в кон плоскости возникает динамическая нагрузка, называемая уда ром. Возникающие удары могут быть настолько значительными, что даётся опасность для корпуса судна и для причального сооружения. С целью предотвращения этой опасности причальные сооружения с внешней стороны кордонной линии оборудуются отбойными присно. Они изготавливаются из резины или специальных полимерных материалов. Установлено, что сила удара зависит от массы судна, скорости в момент контакта, угла подхода, упругой податливости сооружения, отбойных приспособлений и корпуса судна. Для определения этой нагрузки нужно вычислить кинетическую энергию подходящего судна по формуле из курса теоретической механики. Исследования показали, что не вся кинетическая энергия затрачивается на сжатие отбойного приспособления. При ударе под углом часть энергии затрачивается на разворот судна. Часть кинетической энергии рассеивается также за счет нагревания и остаточных деформаций корпуса судна и отбойных устройств. Наконец, часть энергии затрачивается на вытеснение воды между судном и причальной стенкой при швартовке. Однако, детальное рассмотрение этого вопроса, как и вопроса о нагрузках, возникающих при волнении от пришвартованного к причалу судна, а также динамического навала при ветровом дрейфе не входят в задачи настоящего раздела.
|