Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, значение, задачи и информационная база анализа финансовых результатов






Финансовый результат - обобщающий показатель оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений функционирование предприятия независимо от видов его деятельности и форм собственности должно обеспечивать достаточную прибыль. Сумма прибыли используется в качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке результативности и эффективности хозяйствующих субъектов. Она является важным фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, так как создает финансовую основу для ее расширения, а также для удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль является основным источником формирования бюджетов всех уровней (федерального, республиканского и местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства хозяйствующего субъекта перед банком, кредиторами и инвесторами.

Система показателей финансовых результатов включает не только абсолютную сумму прибыли, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность (прибыльность) результатов деятельности предприятий и предпринимателей. Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы сложны как с точки зрения теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в пространственно-временных сопоставлениях. Рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и др.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы о финансовых результатах. Прибыль в 200 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих но масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для его достижения. Значения данного показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления).

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. Различие между категориями " ресурсы" и " затраты" достаточно очевидно. В частности, если рассмотреть основные средства, то для характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, в этом случае очевидность имеет лишь кажущийся характер. Известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффективности в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтом)', с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби формулы коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Множество коэффициентов рентабельности (доходности) зависит от того, с чьей позиции пытаются оцепить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента обусловлен алгоритмом расчета, точнее, тем, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Не случайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то универсального коэффициента эффективности не существует.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

■ оценка динамики показателей прибыли и рентабельности;

■ определение направленности и силы влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

■ измерение влияния инфляции на финансовый результат;

■ анализ порога прибыли;

■ изучение чувствительности прибыли к основным параметрам, определяющим ее уровень;

■ выявление возможных резервов роста прибыли и рентабельности.

На сумму прибыли и уровень показателей рентабельности оказывают влияние многие факторы, которые можно классифицировать на две группы.

Внешние факторы - это факторы, которые не зависят от предприятия и не контролируются им. К ним относят:

■ изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, топливо, энергию, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок и накидок, норм амортизации, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;

■ нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия;

■ чрезвычайные события, природно-климатические условия, транспортные и другие факторы, вызвавшие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловившие дополнительную прибыль у других.

Внутренние факторы - это факторы, зависящие от хозяйствующего субъекта и контролируемые им. Это:

■ использование основных видов ресурсов, определяющее результаты работы;

■ нарушение хозяйственной дисциплины предприятием. Факторы, влияние которых на различные виды бухгалтерской

прибыли можно исчислить количественно, приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1. Классификация и направления влияния основных факторов на показатели прибыли

Вид бухгалтерской прибыли Факторы, положительное изменение которых оказывает позитивное влияние Факторы, положительное изменение которых оказывает негативное влияние  
Валовая прибыль Выручка {объем реализуемой продукции, ее структура и цена за единицу продукции) Себестоимость (объем реализуемой продукции, ее структура и себестоимость единицы продукции)  
Прибыль от продаж Валовая прибыль Управленческие и коммерческие расходы
Прибыль до налогообложения Прибыль от продаж, прочие (операционные и внереализационные) доходы Прочие (операционные и внереализационные) расходы
Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода Прибыль до налогообложения постоянные налоговые активы Условный расход по налогу на прибыль, постоянные налоговые обязательства или текущий налог на прибыль, скорректированный на суммы отложенных налоговых активов и обязательств
           

Для анализа финансовых результатов деятельности организации внешние пользователи изучают показатели " Отчета о прибылях и убытках". Ее построение и информация, представленная в этой отчетности, позволяют рассмотреть формирование финансового результата и выявить влияние основных факторов на него.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал