![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность и задачи транспортной логистики
Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры: ■ железнодорожный транспорт: ■ морской транспорт: ■ речной транспорт: ■ автомобильный транспорт: где tн.к — время на начально-конечные операции, в сутках, часах; L — расстояние перевозки, км; Vн — норма пробега вагона или судна в сутки; tдоп — время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток; Vэк — эксплуатационная скорость, км/ч; Vком — коммерческая скорость, миль/суток; Vсут — эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/суток; а — коэффициент использования грузоподъемности; Dг — грузоподъемность судна, т; М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки; ТГР — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток. Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя. Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику. В этом контексте полезны следующие операции: ■ выбор вида транспортных средств; ■ выбор типа транспортных средств; ■ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; ■ совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок); ■ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; ■ определение рациональных маршрутов доставки. Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном автомобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.
|