![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немного о вопросах.
1. Вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. Вопрос " Какова территория России? " содержит в форме предпосылки информацию о существовании государства России и требование точного определения территории этого государства. Таким образом, данный вопрос имеет смысл. 2. Вопрос может выражать требование найти все ответы, один или несколько. В зависимости от этого вопросы по форме бывают: Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу: " Сколько всего поэм написал А.С. Пушкин? " Вопрос, который имеет один единственный ответ называется всегда сильным вопросом: " Вы умеете плавать? ", " Был ли женат И. Кант? " Слабый вопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу: " Назовите несколько поэм, написанных А.С. Пушкиным". 2. В зависимости от истинности или ложности предпосылок, вопросы делятся на: а) правильные – предпосылка выражает истинное знание: " Какие картины написал художник В. Кандинский? " Правильно поставленный вопрос называется корректным; б) неправильные – предпосылка выражает ложное знание. " Какие картины на исторические темы написал художник В. Кандинский? ", " Сколько весил Адам? ", " Кто был первым преступником? " Неправильные вопросы называются также некорректными. Если вопрос намеренно формулируется на основе ложных предпосылок, то он называется провокационным или улавливающим. 3. По познавательной функции вопросы подразделяются на: а) уточняющие (" ли - вопросы"), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений - предпосылок. " Верно ли, что Наполеон был императором? ", " Действительно ли Андрей Рублёв является учеником Феофана Грека? ", " Является ли Россия членом ООН? "; б) восполняющие (" что - вопросы"), направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений: " Кто изобрёл паровую машину? ", " Что означает слово экзистенциализм? ", " Под какую статью подходит это преступление? " 3. В зависимости от состава, вопросы делятся на: а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы: " Где находится гора Килиманджаро? ", " Какие свойства у металлов? "; б) сложные – включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные и смешанные: " Где и когда был подписан Версальский договор? ", " Верно ли, что древние греки имели колонии в Африке и в Италии, или они имели колонии и в других местах? " 4. Вопросы по отношению к обсуждаемой теме: а) вопросы по существу темы – имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой, так называемые релевантные вопросы; б) вопросы не по существу темы – имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой. В вопросах часто допускаются ошибки. Наиболее распространённые: - подмена вопроса (в вопросе используются слова, имеющие несколько значений): " Куда подевался ключ? " - слово " ключ" имеет несколько значений; - сокрытие необоснованности утверждения (имеется ложная посылка): " Перестал ли ты бить свою жену? " - неизвестно, бил ли он свою жену вообще, это так называемый провокационный вопрос; - несоответствие правилам языка: " Правда ли, что ты съел три тарелки? ", " Когда является Минск? ", " Боитесь ли вы приближения экзаменов? "; - риторический вопрос (не является вопросом в собственном смысле, является суждением): " Вы читаете книгу? " – вопрос читающему книгу; " И как ему не надоест болтать? ", " Сколько лет длилась семилетняя война? "
|