Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX.
В начале 18 в., по мере складывания и развития сословий, досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. 1672 – 1725 г.г. реформы Петра первого «открыли окно в Европу». Была введена система государственных праздников.
Указ 1699 г. Указ: отменить Новый год, празднуемый в сентябре и перенести на 1 января. Указ брить бороды всеми боярами и чистить зубы. Открываются ассамблеи, балы. Цель преобразований – превратить Святую Русь в Русь Великую. Вместе с готовыми продуктами западной культуры и образованности в Россию потянулись западные специалисты и ученые, а с ними новое миропонимание, вкусы, привычки, стиль жизни. Практические потребности военного дела, промышленности, разработки богатств страны привели к созданию в России системы светского образования (конец 18 в. начало 19 в.). Пришла западная система образования: математика, геометрия тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия. Реформы Петра 1 еще более усилили крепостную зависимость крестьян. Они были лишены образования, духовно-нравственные связи с элитой были разорваны. Это было состояние глубочайшего несоответствия, противоречия в культуре двух основных сословий русского общества. Досуг крестьян. В 18 – первой половине 19 в.в. досуг русского крестьянства сохранил свои традиционные черты: -был направлен на восстановление сил; -способствовал единению родственных общностей (община, как носитель культуры). Наибольшее количество общинных праздников выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Это были пиршества за общим столом «братчины» позже стали называться «складчинами», и «ссыпчинами». Появилась форма отдыха, которая сочетала в себя и труд и отдых - работные посиделки, «помочи», «капустки» и др. Особенность проведения свободного времени: доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины, женщины, молодежь крестьяне среднего и старшего возраста проводили свои посиделки. Молодежь водила хороводы - это весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми. На посиделках молодежь готовили к семейной жизни. Со второй половины 19 в. (после отмены крепостного права) досуг крестьян изменился: 1. постепенно распадается община; 2. имущественное расслоение крестьян; 3. усилились связи деревни с городом 4. «братчина» уступает место в более замкнутую «гостьбу», т.е. в гости стали заходить «нужные» или родные люди. К началу 20 в. полностью исчез молодежный хоровод, Остаются: посиделки, беседы, читки художественной и церковной литературы.
|