![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Представления о досуге в современной социокультурной ситуации - в современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга в жизни общества, выполнявший в течение многих лет роль элемента производственной сферы. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной научной литературе нет единого определения понятия «досуг», поэтому оно рассматривается в следующих аспектах: 1. Досуг как время (свободное от......) 2. Досуг как пространство, сфера. 3. Досуг как деятельность(свободная от.....) 4. Досуг как состояние или психическое переживание личности, уровень психологического комфорта. Различают: социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и свободное время. Свободное время – представляет собой часть нерабочего времени, остающееся у человека за вычетом разного рода необходимых затрат (сон, уход за детьми, быт). Досуговое время – часть свободного времени, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Чем же можно заниматься в досуговое время? · Потреблением культурных ценностей (чтение, слушание музыки, просмтор ТВ, посещение театров, музеев) · Самообразованием · Творческими занятиями (студии, кружки) · Любительской деятельностью (хобби) · Физкультурно-оздоровительной деятельностью · Игровой деятельностью · Общением · Пассивным отдыхом (ничегонеделание) Основные характеристики досуга: • основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; • предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; • формирует и развивает личность; • способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; • стимулирует творческую инициативу; • способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; • удовлетворяет потребности личности; • способствует формированию ценностных ориентаций. Досуговая деятельность проявляется в многообразных формах, классифицируемых но разным признакам: • по субъекту деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); • по месту осуществления (домашние и внедомашние); • по характеру организации деятельности (организованные и неорганизованные); • по наличию творческого элемента (активные и пассивные). Формы досуговой деятельности постоянно развиваются, изменяются, исчезают, появляются вновь. Для их совершенствования необходимо изучение досуговых потребностей населения, среди которых можно выделить основные категории: 1. Профессионалы в области досуговой деятельности: управленческий аппарат, научные работники, педагогические кадры, учащиеся и студенты ССУЗов и ВУЗов культуры и искусств и др. 2. Непрофессионалы: участники кружков, самодеятельных коллективов, коллекционеры и др. В структуре досуга насчитывается около 100 видов и форм (типов), отличающихся по своему содержанию (набору досуговых занятий) и объему (продолжительности). Выделяется три основных типа досуговой деятельности (по Л.А. Акимовой) 1. Культурно-творческий тип. Признаки: создание оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общественной деятельности. 2. Культурно-потребительский тип характеризует посещение УК, просмотр телепередач, развлечение, самообразование и др. 3. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компании и посещениях кафе, ресторанов Структура досуга (по Э.В. Соколову) • Отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный и активный; • Развлечение, выполняющее роль «психической разрядки»; • Просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры; • Творчество, которое отвечает потребности в самовыражение, познания окружающего мира; · Созерцание природы, освобождение от мелких забот; • Праздник, связывающий прошлое и настоящее для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни. Таким образом, рассматривая сущность досуга, мы можем сказать, что это явление социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, которое представляет собой свободно выбираемую личностную, в соответствии со своими интересами деятельность, направленную на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей. Приблизить ценное, любимое и отдалить пустое, ненужное – вот высший смысл истинного значения досуга.
|