Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пение происходит на гласных звуках.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Хороведение Конспект № 3 СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ
1. Звук гортани. 1) Высота звука, который образуется над связками, обусловлена частотой колебаний связок. Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины, длины связок. Принципы изменения высоты звука в какой-то степени сходны с законом колебания струны. Однако в голосовом аппарате этот процесс протекает значительно сложнее. Регулирование частоты колебания производится сложными импульсами из центральной нервной системы, а в самих связках происходят комбинированные изменения внешнего и внутреннего натяжения и изменения длины связок.
2) Сила звука зависит от мощности связок и амплитуды их колебаний. Однако имеются и другие факторы, влияющие на слуховое восприятие силы звука.
· Музыкальный звук — всегда сложный. Певческий звук возникает вследствие того, что связки колеблются не только целиком, но, одновременно, и своими частями, поэтому звук составляется из целого комплекса простых колебаний, имеющих различные частоты и амплитуды.
Основной тон — самый низкий, образующийся от колебания связок в целом, — определяет высоту звука. Обертоновый состав звука или его спектр мы воспринимаем, как тембр (окраску).
Таким образом, от частоты и силы колебания связок в целом зависит частота и сила основного тона, а от формы их вибрации — обертоновый состав или первичный тембр звука. Этот первичный тембр в резонаторных полостях подвергается «обработке», усилению определенных зон частот колебаний. Однако первоначальный «связочный» тембр играет важную роль в образовании окончательного тембра звука, и изменением качества атаки звука, формы работы связок во взаимодействии с дыханием мы можем влиять на тембр голоса. Если спектр голоса имеет хорошо выраженные высокочастотные обертоны с частотой колебаний свыше 2500 кол/сек или, что тоже самое, в голосе хорошо выражена высокая певческая форманта, он воспринимается на слух, звучащим ярко, звонко, полетно и более громко, чем голос, лишенный этих качеств.
· На восприятие силы звука влияет также певческое вибрато — пульсация звука. Звук, лишенный вибрато, воспринимается как прямой, «безжизненный», более слабый. Согласно законам акустики наилучшая пульсация звука — 6 раз в секунду. Более редкая пульсация воспринимается как «качка голоса», более частая — как «тремоляция», «барашек».
Пение происходит на гласных звуках.
Акустическая сущность гласных состоит в том, что для обертонового спектра каждого из них характерны ярко выраженные, усиленные зоны колебаний определенной частоты, независимо от абсолютного высотного положения звука (основного тона).
Так, в спектре звука «а» имеются ярко выраженные, усиленные обертоны в зоне 1100 кол/сек. Гласному звуку «е» соответствуют усиленные обертоны в зоне 700 и 1400 кол/сек; для «и» — 370 и 3200 кол/сек; для «о» — 1000 и 700 кол/сек; для «у» — 900 и 400 кол/сек. Восприятие нашим слухом обертонового спектра, присущего тому или другому гласному, и создает тембровое ощущение этих гласных. · Характерные для гласных тембры, обусловленные ярко выраженными обертонами определенной частоты, называются формантами гласных.
Образование формант гласных происходит в полостях глотки и рта. Эти резонаторные полости при пении на том или ином гласном звуке приобретают такую форму, которая начинает усиливать обертоны соответствующей частоты колебаний. В акустической лаборатории Московской государственной консерватории были записаны спектры гласных. В спектре гласной «и» оказываются усиленными обертоны, совпадающие с высокой певческой формантой. Образуется эта форманта в узкой полости между языком и твердым нёбом. Поэтому гласная «и» обычно отличается яркостью звучания, и у певцов на этой гласной легко возникают ощущения вибрации «в маске» Однако при смене гласной, а следовательно, и артикуляционного уклада языка, эти ощущения могут исчезнуть. Источником стабильной высокой форманты голоса является звук гортани и резонирование нижней части глотки; для достижения полетности звука необходимо прежде всего совершенствовать первичный тембр гортани. В связи с различной формой резонаторных полостей на разных гласных возникают не одинаковые уровни сопротивления рупора. При одной и той же силе и высоте звука на гласной «а», например, имеющей наилучшую форму рупора, оказывается наименьшая толщина вибрирующих участков связок, на «у» — наибольшая. По той же причине несомненное значение имеет форма нёба. Глубокий и правильный купол положительно влияет на фонацию голоса. Согласные образуются в связи с тем, что на пути звука возникают препятствия. В зависимости от формы барьера согласные получили название зубные, губные, язычковые, взрывные и т. д.
(вернемся к этому в разделе«Дикция и орфоэпия в пении»). 3. Регистровое строение голоса. Диапазон — звуковой объем голоса взрослого певца — составляет, примерно, две октавы. Звуковой состав голоса не однороден, он делится на регистры. Регистр певческого голоса — это последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования. Физиология различает два типа работы голосового аппарата (механизма голосообразования), соответствую-щих грудному регистру и фальцету.
· Грудной регистр характеризуется полным смыканием голосовой щели, участием в колебательном движении всей массы связок, возможностью развития наибольшей амплитуды колебания и передачи колебаний не только в надставную трубку, но и в бронхиальное дерево.
· При фальцете замыкание голосовой щели неполное (открыта в виде овала), связки вибрируют только свободными средними краями, резонируют, в основном, полости надставной трубки. Фальцет слабее, беднее тембром, чем грудной регистр.
· Смешанный регистр характеризуется совмещением элементов грудного и фальцетного (головного) голосообразования. На протяжении всего диапазона певцы фактически пользуются смешанной формой голосообразования. Разделение голоса на регистры обусловлено различием пропорций смешения типовых форм голосообразования на отдельных участках диапазона певческого голоса. · На границах регистровнаходятся зоны звуков, на которых происходит перестройка голосового аппарата — переходные ноты.
Эти границы особенно слышны у поющих натуральными голосами, не использующих приемов сглаживания регистров. На переходных нотах в связи с перестройкой механизма голосообразования голос становится тусклым и менее устойчивым, как будто «западает» (особенно это заметно у необученных певцов), а пройдя эту зону, начинает звучать снова ярко, но в новой окраске.
|