Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пение происходит на гласных звуках.






Хороведение

Конспект № 3

СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ

 

1. Звук гортани.

1) Высота звука, который обра­зуется над связками, обусловлена частотой колебаний связок.

Частота колебаний зависит от степени натяже­ния, толщины, длины связок. Принципы изменения вы­соты звука в какой-то степени сходны с законом коле­бания струны. Однако в голосовом аппарате этот про­цесс протекает значительно сложнее.

Регулирование частоты колебания производится сложными импульсами из центральной нервной систе­мы, а в самих связках происходят комбинированные из­менения внешнего и внутреннего натяжения и измене­ния длины связок.

 

2) Сила звука зависит от мощности связок и амплиту­ды их колебаний. Однако имеются и другие факторы, влияющие на слуховое восприятие силы звука.

 

· Музыкальный звук — всегда сложный.

Пев­ческий звук возникает вследствие того, что связки ко­леблются не только целиком, но, одновременно, и своими частями, поэтому звук составляется из целого комплекса простых колебаний, имеющих различные частоты и ам­плитуды.

 

Основной тон — самый низкий, образующийся от ко­лебания связок в целом, — определяет высоту звука. Обертоновый состав звука или его спектр мы вос­принимаем, как тембр (окраску).

 

 

Таким образом, от частоты и силы колебания связок в целом зависит ча­стота и сила основного тона, а от формы их вибрации — обертоновый состав или первичный тембр звука.

Этот первичный тембр в резонаторных полостях подвергается «обработке», усилению определенных зон частот коле­баний. Однако первоначальный «связочный» тембр иг­рает важную роль в образовании окончательного тембра звука, и изменением качества атаки звука, формы ра­боты связок во взаимодействии с дыханием мы можем влиять на тембр голоса.

Если спектр голоса имеет хорошо выраженные высо­кочастотные обертоны с частотой колебаний свыше 2500 кол/сек или, что тоже самое, в голосе хорошо вы­ражена высокая певческая форманта, он восприни­мается на слух, звучащим ярко, звонко, полетно и бо­лее громко, чем голос, лишенный этих качеств.

 

· На восприятие силы звука влияет также певческое вибратопульсация звука.

Звук, лишенный вибрато, воспринимается как прямой, «безжизненный», более слабый. Согласно законам акустики наилучшая пульса­ция звука — 6 раз в секунду. Более редкая пульсация воспринимается как «качка голоса», более частая — как «тремоляция», «барашек».

 

 

Пение происходит на гласных звуках.

 

Акустическая сущность гласных состоит в том, что для обертонового спектра каждого из них характерны ярко выраженные, усиленные зоны колебаний определенной частоты, не­зависимо от абсолютного высотного положения звука (основного тона).

 

 

Так, в спектре звука «а» имеются ярко выраженные, усиленные обертоны в зоне 1100 кол/сек. Гласному звуку «е» соответствуют усилен­ные обертоны в зоне 700 и 1400 кол/сек; для «и» — 370 и 3200 кол/сек; для «о» — 1000 и 700 кол/сек; для «у» — 900 и 400 кол/сек.

Восприятие нашим слухом обертонового спектра, присущего тому или другому гласному, и создает темб­ровое ощущение этих гласных.

· Характерные для гласных тембры, обусловленные ярко выраженными обертонами определенной частоты, называются формантами гласных.

 

Образование фор­мант гласных происходит в полостях глотки и рта. Эти резонаторные полости при пении на том или ином глас­ном звуке приобретают такую форму, которая начинает усиливать обертоны соответствующей частоты ко­лебаний.

В акустической лаборатории Московской государст­венной консерватории были записаны спектры гласных.

В спектре гласной «и» оказываются усиленными обертоны, совпадающие с высокой певческой форман­той. Образуется эта форманта в узкой полости между языком и твердым нёбом. Поэтому гласная «и» обычно отличается яркостью звучания, и у певцов на этой глас­ной легко возникают ощущения вибрации «в маске» Однако при смене гласной, а следовательно, и артику­ляционного уклада языка, эти ощущения могут исчез­нуть.

Источником стабильной высокой форманты голоса является звук гортани и резонирование нижней части глотки; для достижения полетности звука необходимо прежде всего совершенствовать первичный тембр гортани.

В связи с различной формой резонаторных полостей на разных гласных возникают не одинаковые уровни сопротивления рупора. При одной и той же силе и вы­соте звука на гласной «а», например, имеющей наилуч­шую форму рупора, оказывается наименьшая толщина вибрирующих участков связок, на «у» — наибольшая. По той же причине несомненное значение имеет форма нёба. Глубокий и правильный купол положительно влияет на фонацию голоса.

Согласные образуются в связи с тем, что на пути звука возникают препятствия. В зависимости от формы барьера согласные получили название зубные, губные, язычковые, взрывные и т. д.

 

(вернемся к этому в разделе«Дикция и орфоэпия в пении»).

3. Регистровое строение голоса.

Диапа­зон — звуковой объем голоса взрослого певца — состав­ляет, примерно, две октавы.

Звуковой состав голоса не однороден, он делится на регистры.

Регистр певческого голоса — это последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования.

Физиология различает два типа работы голосового аппарата (механизма голо­сообразования), соответствую-щих грудному регистру и фальцету.

 

· Грудной регистр характеризуется полным смыканием голосовой щели, участием в колебательном движении всей массы связок, возможностью развития наибольшей амплитуды колебания и передачи колеба­ний не только в надставную трубку, но и в бронхиаль­ное дерево.

 

· При фальцете замыкание голосовой щели неполное (открыта в виде овала), связки вибрируют только сво­бодными средними краями, резонируют, в основном, полости надставной трубки. Фальцет слабее, беднее тембром, чем грудной регистр.

 

· Смешанный регистр характеризуется совмещением элементов грудного и фальцетного (головного) голосо­образования. На протяжении всего диапазона певцы фактически пользуются смешанной формой голосообра­зования.

Разделение голоса на регистры обусловлено различием пропорций смешения типовых форм голосообразования на отдельных участках диапазона певче­ского голоса.

· На границах регистровнаходятся зоны звуков, на

которых происходит перестройка голосового аппарата — переходные ноты.

 

Эти границы особенно слышны у пою­щих натуральными голосами, не использующих приемов сглаживания регистров. На переходных нотах в связи с перестройкой механизма голосообразования голос становится тусклым и менее устойчивым, как будто «за­падает» (особенно это заметно у необученных певцов), а пройдя эту зону, начинает звучать снова ярко, но в новой окраске.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал