Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регистры мужских и женских голосов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
· Мужские голоса имеют два регистра: грудной и фальцет. · Женские — три: грудной, медиум и головной. Соответственно и зон переходных нот у мужчин — одна, у женщин — две. Однако у женских голосов наиболее заметен «перелом» голоса при переходе от грудного регистра к медиуму. Переход от среднего регистра к верхнему менее заметен, ибо здесь происходит не смена механизма голосообразования, а лишь усиление и перестройка головного резонирования. Верхний регистр женского голоса — это, фактически, тоже смешанный регистр с преобладанием головного звучания. Поэтому он богаче тембром, динамичнее, чем фальцет мужчин. Фальцет встречается у колоратурных сопрано на крайних верхних звуках (ми, фа третьей октавы), которые называют «флейтовыми» звуками.
· Фальцет у мужчин расширяет диапазон, примерно, наполовину октавы вверх и способен опускаться вниз до середины грудного регистра. В сольном пенни мужские голоса используют фальцет не очень часто. Однако в ряде случаев певцы, хорошо владеющие фальцетом, успешно заменяют им грудной звук. Облегченное фальцетное пение в групповом исполнении (в партии хора) дает красивое звучание и является необходимым приемом, который следует культивировать в практике работы хоров. Им, например, часто пользуются тенора в верхнем регистре. Для каждого типа голоса характерны свои особенности звучания и свои границы регистров. Знание этих особенностей важно для определения типа голоса и для его развития. Однако необходимо учитывать, что границы регистров меняются в зависимости от направления мелодического движения и от изменения гласного звука, на котором производится вокализация. При пении гаммы вверх смена механизма голосообразования происходит несколько выше, чем при пении гаммы вниз. Вокализация на гласном звуке «а» обнаруживает более низкие границы регистров, чем вокализация на гласных «э» и «и». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что указывая в последующем изложении на границы регистров и зоны переходных нот, которые характерны для каждого типа певческого голоса, мы будем подразумевать вокализацию на гласном «а» звукоряда снизу вверх. С особенностями звучания голосов в различных регистрах связано понятие тесситуры. 5. Тесситура — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Тесситура может быть: средняя, высокая и низкая, удобная или неудобная.
Тесситура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному красивому звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос продолжительное время звучит напряженно, если художественно-выразительные и технические задачи в какой-то степени превышают естественные певческие возможности голоса на данном участке диапазона — тесситура считается неудобной. Трудно петь длительное время в верхнем регистре. Так, в финале Девятой симфонии Бетховена очень высокая тесситура в партии сопрано. В фуге к тесситурным трудностям прибавляются трудности интонационные Ахроматизмы): В низком регистре ограничены динамические возможности голоса, который к тому же в этой части диапазона наименее гибко.
|