![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды общения. Лекция 9 Психология общенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 9 Психология общения
План: 1. Определение, структура и виды общения. 2. Коммуникативная сторона общения. 3. Перцептивная сторона общения. 4. Интерактивная сторона общения. 5. Позитивное общение.
Определение, структура и виды общения Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Чем они отличаются? .
Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции). Затем следует обмен информацией (коммуникация) и/или обмен действиями (интеракции). Итак, в общении выделяют три взаимосвязанные стороны: • коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми; • перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и • интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми,
Стратегии общения 1. Открытое - закрытое общение. Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое - нежелание или неумение выразить понятно Использование закрытых коммуникаций оправданно в случаях: когда есть значительная разница в степени предметной компетентности, и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой 2. Монологическое - диалогическое. 3. Ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).
Виды общения Выделяют следующие виды общения по типу целей: «Контакт масок». Это формальное общение, при котором отсутствует стремление Примитивное общение: другого человека оценивают как нужный или мешающий Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Манипулятивное. Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций. В общении выделяют также следующие позиции: • доброжелательная (принятия собеседника): • нейтральная; • враждебная (непринятия собеседника): • доминирование, или «общение сверху»; • общение «на равных»; • подчинение, или позиция «снизу».
|