Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы обычного права
При выделении принципов обычного права необходимо выявить его место в мировоззрении крестьян и их правосознании. Ведь у любого сословия всегда имелись свои представления и взгляды на определенные явления, тем самым отличаясь друг от друга. В зависимости от категории сословия и деятельности, которая им присуща, существовали определенные черты, характерные для них. Например, основой многих представлений дворянского сословия была государственная (как правило, военная) служба. Она воспринималась государством и дворянами как наиболее приемлемый вид деятельности для данного сословия. Собственно с государственной службой представители дворянского сословия связывали все свои жизненные цели. Разумеется, особенности государственной службы определялись не только законодательством, но и неофициальными правилами, которые на протяжении длительного времени сохранялись в дворянской среде. Так, русские офицеры выполняли обязанности не только воинского устава, но и кодекса чести, который предусматривал определенное поведение офицера в обществе. Естественно, что данный кодекс чести существовал негласно и представлял правила, передававшиеся по традиции. Однако эти правила, вступая подчас в противоречие с гражданскими законами, как, например, в случаях с дуэльными поединками, предопределяли большую часть представлений сложившихся в кругу офицерского (дворянского) сословия[17]. Поэтому офицерский кодекс чести можно считать своего рода обычным правом из-за его неофициального существования среди всего дворянского сословия. Разумеется, в таком случае обычное право должно рассматриваться как нравственный кодекс. Главным принципом обычного права, как считают дореволюционные исследователи, это принцип «трудового начала». Прежде всего, он использовался крестьянами для определения права собственности. Считалось, что если человек тратил силы на овладение никому не принадлежащей вещи, то за его труд ему положено становиться собственником. Так, например, в русской деревни не являлось преступлением покос травы на чужом лугу, но жатва хлеба на чужой полосе считалась кражей. Сторонники «трудового начала» утверждали, что обычное право основывается на трех принципах: 1. «чтобы никому не было обидно», 2. главенство хозяйственных отношений, 3. приоритет коллективных интересов над индивидуальными. Существует также иная классификация принципов обычного права (по Т. В. Шатковской): 1. «глядя по человеку», 2. «глядя по хозяйству», 3. приоритет общинных интересов[18]. Данные принципы схожи между собой и исходили они непосредственно от крестьянских общин, которые были самодостаточны и независимы. Именно мир являлся последней инстанцией при решении любых споров. Ключевым же принципом обычного права являлся принцип справедливости. Именно это подчеркивается в большинстве пословиц и поговорках, которые носили нравственный характер - «Где правда, там и счастье»; «Всякая неправда – грех»; «Вора миновать, доброго погубить». В крестьянской ментальности существовал двойной стандарт при оценке правонарушения. Он образовался в результате замкнутости крестьянского мира. Критерием оценки правонарушения являлось определение «свой - чужой». К «чужим» в деревне относились все те, кто не был членом крестьянской общины: чиновники, купцы, помещики, горожане и другие. К данным категориям населения нравственный принцип не действовал, так как они были представителями чуждого мира. Именно поэтому крестьяне довольно часто позволяли себе воровать у помещиков: «редкий работник не отсыплет мерку зерна на гумне своего хозяина и не украдёт муки, если его пошлют на мельницу». В понятии обычного права справедливость понималась как возмещение причиненного ущерба, в отличие от закона, который предусматривал наказание за совершенное преступление. Именно поэтому обычное право стремилось не столько наказать преступника, а сколько примирить враждующие стороны на основании такого решения, которое устраивало бы всех, и вместе с тем было бы справедливым в глазах людей всего сообщества. Причем зачастую понятие справедливости было близким к пониманию полезности того или иного решения для общины в целом, поэтому довольно сложно говорить о том, что для обычного права всегда был важен каждый конкретный человек[19]. Таким образом, у крестьян существовали определенные принципы обычного права, которые были основаны на нравственном начале и принципе справедливости. Однако они применялись исключительно в отношении крестьян, принадлежащих к данному обществу.
|