Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интернализм и экстернализм как подходы к исследованию науки.
В понимании происхождения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Это влияние социокультура оказывает не только на темпы и выбор направления развития научного знания, но и на содержание последнего. Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить научные революции, появление новых фундаментальных теорий. Поэтому основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности. Они выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции. Интернализм основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: саморазвивающаяся система, не зависимая от социума и характера различных его подсистем. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот ход есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями. К представителям этого направления относятся А. Койре, Дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси. Для представителей экстерналистского и интерналистского направлений характерно следующее: они считают, что наука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утверждают, что научный метод - отнюдь не естественный, непосредственно данный человеку способ восприятия действительности, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно. Так, представители экстернализма Э. Цильзель и Дж. Нидам видят их в ломке социальных барьеров между деятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма. Р. Мертон же обосновывает такие существенные черты научного метода, как рационализм и эмпиризм, влиянием протестантской этики. Интерналист А. Койре видит условие возникновения науки в коренной перестройке способа мышления. Для него эта перестройка выразилась в разрушении античного представления о Космосе как о иерархическом упорядоченном мире, где каждая вещь имеет свое естественное место, в котором земное по физическим свойствам резко отличается от " небесного". Идея Космоса заменяется идеей неопределенного и бесконечного Универсума, в котором все вещи принадлежат одному и тому же уровню реальности. Представитель экстерналистского направления, австрийский историк науки Э. Цильзель, замечает, что развитие человеческого мышления шло не однолинейно, а во многих качественно различных направлениях, где появление науки явилось лишь одной из его ветвей. Он вычленяет общие и специфические условия формирования науки и научного метода. Общие условия таковы: 1. С появлением раннего капитализма центр культуры перемещается из монастырей и деревень в города. 2. Конец средневековья был периодом быстрого технологического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины, что, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой - способствовало формированию каузального мышления. 3. Капитализм с его духом предпринимательства и конкуренции разрушил присущий средневековому образу жизни и мышления традиционализм и слепую веру в авторитеты. Индивидуализм, формирующийся в обществе, явился предпосылкой научного мышления. Доверяя только себе, освобождаясь от веры в авторитеты, ученый развивает критический дух, без которого невозможна наука. 4. Возникновение экономической рациональности способствовало развитию рациональных научных методов. Рассматривая специфические условия, способствовавшие становлению экспериментального естествознания, Цильзель рассматривает три большие социальные группы: а) университетских ученых-схоластов, б) гуманистов и в) ремесленников и их взаимоотношения на протяжении 14-16 вв. Попытку преодоления односторонностей интернализма и экстернализма предпринял американский ученый Т. Кун в работе " Структура научных революций". Экстерналистская историография, считает он, необходима при изучении первоначального развития какой-либо области науки, обусловленной социальными потребностями общества. Для зрелой науки приемлема интерналистская историография. 3. Позитивистская традиция в философии науки. (О.Конт – Дж. Милль – Г.Спенсер). В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине 19в. в деятельности первых позитивистов. Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы деятельности - не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что позитивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевают умами людей, престиж ученых повышается, наука превращается в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Возникает новая научная картина мира, меняется образ жизни. Прогресс становится очевидным и необратимым. Концепция позитивной науки представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта. Провозглашаемая им философия науки — философия нового типа — призвана выполнить задачу систематизации, упорядочивания и кодификации научных выводов. Это «здоровая философия», которая изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой «метафизической философии» нужды нет. В своем главном произведении «Курс позитивной философии», О. Конт широко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя вспоминается в связи с созданной им первой классификацией наук и с самой идеей «социологии» как науки об общественной жизни, включающей в себя социальную статику и социальную динамику. Философия предстает в ее новом качестве — система, обобщающая результаты научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование. О. Конт считал, что каждая отрасль знаний последовательно проходит три различные теоретические состояния: теологическое; метафизическое; научное, или позитивное. Наука, с позиции О. Конта, рациональная организация жизни общества. Она показывает всю бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойственные метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний. Позитивная философия, по мнению О. Конта, действительно представляет собой окончательное состояние человеческого ума. Вдохновленный идеями эмпиризма, он считал, что наблюдение — универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догм, стать на твердую почву фактов. Однако, чтобы придать позитивной философии характер всеобщности, необходимо сформулировать энциклопедический закон, связанный с классификацией наук. Классификация включает в себя математику, астрономию, физику, химию, физиологию, социальную физику (социологию), мораль. Изучение позитивной философии даст нам единственное средство открывать логические законы человеческого разума. Джон Стюарт Милль, английский философ, экономист, основатель позитивизма в Англии. В его тезисе «Все знание из опыта, источник опыта — в ощущениях» наблюдаются представления о материи как постоянной возможности ощущения и о сознании как возможности ощущений, отказ от исследования онтологической проблематики. Основным произведением Дж. Милля считается «Система логики», решенная с позиций логики как общей методологии науки. Положение, что порядок природы единообразен – основной закон, общая аксиома индукции. Позитивизм изначально признавал роль и значимость интуиции. Истины познаются посредством других истин. Первые составляют содержание интуиции или сознания, последние суть результат вывода. Рассуждая же об индукции, Милль выделяет четыре метода опытного исследования: метод сходства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Генеральная идея, проводимая сквозь все труды философа, связана с требованием привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Дж. Милль выделил в качестве общего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм. В его трудах четко прослеживалась феноменалистическая ориентация, провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Другим представителем первого позитивизма был Г. Спенсер. Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии. Эволюция есть интеграция (приведение к единству) материи. Философия должна объединять все конкретные явления. Основаниями философии должны служить фундаментальные положения. Это первичные истины: неуничтожимость материи, непрерывность движения и постоянство количества силы. Спенсер дает феноменологическое истолкование науки, довольствующейся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как философия — знание вполне объединенное. Ранним позитивистам был чужд акцент на логике и анализе языка. Упор делается на фальсификацию–значимыми предложениями считаются те, чья истинность или ложность могут быть установлены некоторым способом. Приветствуются наблюдения. Первые позитивисты стремятся обосновать свою антиметафизическую направленность (нет необходимости строить теории и объяснять суть явлений).
|