![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности социально-гуманитарных наук.
Единство всех форм и методов познания предполагает и определенные различия между ними, отражающиеся в специфике каждой из них. Социальное познание имеет свои особенности. 1. В самом широком смысле предмет социального познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Эта сфера есть единство объективного (социальные законы) и субъективного (индивидуальные интересы, цели, намерения и т. п.). Мир человека как созидателя культуры, вторая форма объективного процесса в отличие от первой — природы. 2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету — реальной действительности: а) сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развивается достаточно быстро; б) сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, вследствие чего эволюция знания сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свойственная познанию социальных явлений и процессов. Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип историзма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. 3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. При всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установка на объективное его изучение и поиск законов является обязательной характеристикой научного подхода. Уникальность социально-исторических явлений не отменяет необходимости выявления общего, закономерного в этой сфере. 4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Субъект из предмета социального познания исключить нельзя. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету — культурно-значимой индивидуальной действительности. 5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведете человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми для понимания специфики социального познания. Человеческая жизнь— это всегда осмысленное бытие. В социально-гуманитарном познании вещь рассматривается как носитель смысла, знак, символ человеческого проявления, ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. 6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами. В гуманитарных науках эти компоненты входят в само содержание знания. Ценности — специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, справедливое и несправедливое). Ценности — свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта. Основное их содержание— убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т. п. Ценности — это нечто весьма значимое для конкретного индивида, которое человек ставит выше себя и над собой, чем он не может пожертвовать ни при каких условиях. 7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания — важнейшая характеристика данной формы познания. 8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа. Гуманитарные науки нацелены на тексты, которым присущи значение, смысл, ценность. Текст — непосредственный предмет гуманитарного познания. Текстом называется любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Понимание текста — это диалектический процесс, диалог разных культурных миров. 9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. В качестве знаковых систем можно рассматривать языки изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т. п. 10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог – литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог — сложная, наполненная многообразным содержанием форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. Понимание — всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т. д.
|