Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические типы науки (античный, средневековый).
Как своеобразная форма познания, наука возникла в Европе, в Новое время (16-17вв.), в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения знания на философию и науку. Она начинает развиваться относительно самостоятельно, но материализуется в ходе практической деятельности. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. В рамках философии объединялись сведения о природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о процессе познания. Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. Причина такого положения коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания. Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время, в процессе разделения науки и философии. Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляет нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер, их появление объясняется нуждами хозяйства, практики. Зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла схему практических действий. Научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте. Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием. Эпоху эллинизма считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. В это время развивается физика, математические знания, логика, риторика, геометрия, астрономия, медицина и архитектура.
В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом. Знания, которые формируются в эпоху Средневековья, характеризуются миросозерцанием. Знаниями может обладать только творец, и это знание-универсальное. В средневековом мышлении господствует представление о божественной предопределенности вместо причины, о двойственности истины — истины веры и истины разума; в функции метода выступают интуитивное познание Бога, схоластическая дедукция, доказательство от авторитета, комментарий и диспут. О фактах речь не идет, зато значимы догматы Священного писания, цитаты из Аристотеля и его комментаторов, в том числе практические сведения без их проверки. В 12-13вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Но в науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало первостепенной значимости задачу по исследованию природы. Когда проводят сравнительный анализ средневековой науки с наукой Нового времени, то основное отличие видят в изменении роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя линии Аристотеля, придерживалась дедукции и оперировала путем заключений из общих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука начинает с наблюдаемых отдельных фактов и приходит к общим принципам с помощью метода индукции. В рамках же официальной доктрины средневековья главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря своему всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку. Теологическая ориентация средневековья очень хорошо прослеживается в текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени Тертуллиана, Августина, Аквинского, Боэция. В средневековье оформился специфический и решающий критерий истинности, а именно ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой культуры был Бог. Постепенное проникновение естественно-научного взгляда на мир подготовило появление классической науки.
|