![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные черты мифологического и религиозного мировоззренияСтр 1 из 40Следующая ⇒
Билеты по философии Билет № 1 Мировоззрение, его структура и основные типы Мировоззрение – (1) целостный взгляд на мир и место человека в нем; (2) система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации; (3) система взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его ориентирами в повседневной жизни. Структура мировоззрения: 1) психологическая: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы, настроения, чувства, переживания. 2) гносеологическая: знания естественнонаучные (физические, биологические), математические, социологические, экономические и т.д. Типы мировоззрения: · мифологическое – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности в виде чувственно-наглядных представлений; · религиозное – вера в существование сверхъестественных сил, кот. влияют на судьбу человека и окружающий мир; · философское – логически упорядоченная система знаний, стремление теоретически, рационально обосновать свои положения и принципы; · обыденное (эмпирическое) – первоисточник всех других типов. Жизненный опыт и эмпирические знания. 2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма Натурфилософия — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В Средние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки. Билет № 2 Характерные черты мифологического и религиозного мировоззрения Первой исторически сформировавшейся целостной системоймировоззрения была мифология. Мифология – систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества.Это исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную мировоззренческую тему о мироустройстве, о происхождении человеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях. Широко известны античные мифы - детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных. Следующей исторической формой миропонимания явилась религия. Религия, в своей развитой форме, как на Западе, так и на Востоке предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей в новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к критическому взгляду на окружающую жизнь, способность к рефлексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности. Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы. Но самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм). Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных, мировыхрелигий -- буддизма(6--5 вв. до н. э.), христианства(1 в.) и ислама(7 в.).
|