Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключение.






Идея борьбы за царскую власть пронизывает весь период Смутного времени. Та относительная легкость, с которой Лжедмитрию I удалось взойти на московский престол, а значит, заставить народ принять свою авантюру, была обусловлена недовольством Годуновым и итогами его правления. Предпринятые им государственные мероприятия, которые, действительно, способствовали возвышению России, не смогли загладить всех его ошибок: народ видел в нем детоубийцу, тщеславного деспота, жестоко расправившимся со своими возможными конкурентами. Спасение от бедствий, обрушившихся на Московское государство с воцарением Годунова, русское общество увидело в «чудесно спасшемся царевиче Дмитрии».

В начале своего пути Лжецаревич покорил множество крепостей. Нередко они признавали его только из-за страха, даже не оказывая сопротивления. Так было, например, с Моравском, Путивлем. Осада Новгорода-Северского не принесла ему успеха. Мужественный воевода Петр Федорович Басманов оказывал упорное сопротивление. Несмотря на неудачную осаду, Лжедмитрий I смог одержать убедительную победу над превосходящей по численности московской армией. Большую роль сыграли в этом хорошо вооруженные польские роты. Битва при Добрыничах развеяла радужные надежды самозванца. Казаки, так и не вступив в бой, бежали. Армия авантюриста не выдержала натиска. Это был крах; Лжедмитрий I лишился внушительной части своего войска. Однако русские не стали развивать свой успех, отказавшись от преследования противника. После смерти Бориса Годунова московская армия, не желая служить его сыну, перешла на сторону самозванца, что и предопределило его триумф.

Развязав братоубийственную войну и вступив с поляками в Москву, Лжедмитрий I не смог удержать бразды правления. После его убийства дело не смогло ограничиться воцарением Василия Шуйского. Маховик борьбы за власть раскрутился. Сначала поднял восстание Болотников, затем объявился «дважды чудесно спасшийся Дмитрий».

Объединенные силы Истомы Пашкова и Ивана Болотникова осадили Москву, но из-за внутренних распрей успеха не добились. После предательства Пашкова Болотников отправился в Тулу, где его ждал очередной самозванец – «сын покойного Федора Иоанновича», Лжепетр. В осажденной царскими войсками Туле назревало недовольство Болотниковым. Несмотря на обещанное помилование, Шуйский жестоко расправился с Болотниковым. Восстание было подавлено.

На арену вышел Лжедмитрий II. Его армия сражалась с переменным успехом. Битва под Болховым завершилась разгромом войска Шуйского, что подняло авторитет самозванца. Козельск и Калуга добровольно сдались новому обманщику. Достигнув Москвы, Лжедмитрий II выбрал в качестве своей резиденции Тушино. С появлением Тушинского лагеря в стране сложилось двоевластие: два царя, Шуйский и «Тушинский вор» боролись за верховную власть. Случались стычки, в которых тушинцы брали верх, но Москву осаждать не решались, надеясь на добровольную сдачу. Итог Ходынской битвы, принесшей победу Царику, привлек в его стан новых приверженцев. Лжедмитрий II пользовался успехом своего предшественника (Григория Отрепьева). Это подтверждает численность Тушинского лагеря (200–300 тысяч человек). К концу 1608 г. его признали почти все земли, кроме Москвы, Смоленска, Великого Новгорода, Троице-Сергиева монастыря. Но фортуна отвернулась от него. Осада Сапегой Троицкого монастыря, имевшего особое значение, была снята. Вторая Ходынская битва, начавшаяся удачно, завершилась однако потерей всей его пехоты, большими потерями убитыми и пленными. Со вступлением в 1609 г. Польши в войну против России, наметилась тенденция к распаду Тушинского лагеря: неудачи Царика и льстивые обещания польского короля привели к его краху. Обосновавшись в Калуге с остатками тушинцев, Лжедмитрий II вновь приобрел приверженцев. Калужский вор теперь воевал и с Шуйским, и с Сигизмундом III. Впрочем, калужский период продолжался недолго. В декабре 1610 г. самозванец был убит Петром Урусовым, отомстившим за смерть касимовского царя.

Воспользовавшись ослаблением некогда могущественного соседа, Речь Посполитая вторглась в пределы Московского царства. Швеция, недавний союзник России, претендовала на Великий Новгород. Но этого иностранным державам показалось недостаточно. Польский король требовал воцарения в Москве своего сына Владислава. Кроме того он тайно лелеял мысль о собственном восшествии на российский трон. Объявив войну, Сигизмунд III предпринял осаду Смоленска, продолжавшуюся более двадцати месяцев. Многочисленные подкопы, взрывы, приступы не могли принести успех полякам. Лишь по доносу перебежчика польскому королю удалось взять Смоленск. Но можно ли считать это победой? Измученное войско не спешило идти в Москву на выручку засевшему там польскому гарнизону. Сам король организовал поход на Москву только в 1612 г., но неудача под Волоколамском заставила его повернуть обратно. Сама же смоленская эпопея стала примером мужества и героизма защитников города, послужила толчком к объединению русского народа против оккупантов.

Второй ключевой момент русско-польской войны ‒ Клушинская битва (24 июня 1610 г.). Следуя своему плану неожиданного нападения, Жолкевский на рассвете 24 июня появился перед лагерем объединенного русско-шведского войска. Под напором атаки Жолкевского большая часть московского войска была повержена и обращена в бегство. При этом полякам досталась вся артиллерия, обозы, ценности. Шведские наемники вступили в переговоры. На службу к польскому королю перешли наемные солдаты Делагарди. Катастрофа Клушинской битвы стала последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Василий Шуйский был свергнут.

Так Московское государство превратилось в театр бесконечных военных действий. Восстания, грабежи и разбои, бесчинства иноземных захватчиков, карательные акции царских войск стали неизменными атрибутами этого времени, точно и справедливо названным Смутным. Первое десятилетие XVII века ‒ время невиданной прежде трагедии, расколовшей русский народ на сподвижников самозванцев, сторонников «боярского царя» Василия Шуйского, приверженцев польского королевича Владислава.

Преследуя свои личные цели, самозванцы и иноземные интервенты мало заботились о государстве, в котором намеревались править. Разрушенные города и крепости, люди, угнанные в плен, тысячи жизней, принесённые в жертву авантюре, разорённые земли и пашни, хозяйственный кризис, территориальные потери, сокращение населения ‒ вот общий печальный итог грандиозных потрясений начала «бунташного века», проложенный огнём и мечом. Современников поражали масштабы незатухавшей трагедии. Конрад Буссов писал, что ущерб от пожаров настолько велик, что площадь разорённых земель в России равна площади нескольких Лифляндий; за семь лет более 600 000 русских были лишены жизни, не считая казнённых и тайно убитых.[230] Обольщая народ обещаниями лучшей жизни, самозванцы, шведы, поляки шествовали по стране, раздираемой братоубийственной войной.

Надеясь на установление порядка, правительство «Семибоярщины» в 1610 г. заключило с Польшей договор о признании Владислава царем. Последовала оккупация Москвы и нараставшее с каждым днем недовольство русских польско-литовскими интервентами, которые не считались с интересами жителями столицы, да и всей страны.

Смута преподала русскому народу важный урок. Лишь через несколько лет ужасающей драмы стало очевидно, что только объединёнными усилиями можно победить врага, освободить Отечество от алчных взоров захватчиков и возродить страну, её былую мощь и величие из руин.

В начале 1611 г. было образовано первое народное ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, Иваном Заруцким и Дмитрием Трубецким. Движение было патриотическим, оно сражалось, прежде всего, за Отечество, очищение страны от интервентов. Оно не прокладывало дорогу мечом очередному претенденту на верховную власть. Всплеск национального самосознания пробудил в людях ответственность за свою Родину. В этот период народные массы почувствовали себя распорядителями судьбы государства.

19 марта 1611 г. первое ополчение прибыло к Москве, охваченной народным восстанием. Его отрядам удалось проникнуть в столицу и оттеснить поляков в Китай-город. Оккупанты нашли выход в поджоге. Большое количество зданий – домов и храмов – были сожжены или разграблены.

В конце марта 100-тысячное ополчение поставило свой лагерь у Симонова монастыря, а затем осадило башни Китай-города и Белого города.

Внутренние распри его руководителей, разногласия казаков и дворян были использованы Гонсевским, добившегося убийства Ляпунова и распада его движения. К сожалению, деятельность первых патриотов не привела к освобождению столицы и всей страны. Но их дело не пропало бесследно. Поражение первого ополчения еще больше укрепило народные массы в стремлении бороться с иноземными захватчиками.

Опыт ополчения Ляпунова был учтен вторым, Нижегородским, ополчением. Призывы заточенного патриарха Гермогена объединиться ради спасения России были услышаны. Инициаторами нового патриотического движения стали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Главной силой сформировавшегося в сентябре 1611 г. второго народного ополчения выступили крестьяне и горожане. На мой взгляд, отличительной особенностью ополчения является сплоченность, организованность, четкое определение задач и действий. Заруцкий и Трубецкой, деятели первого ополчения, не спешили вливаться в ряды новых патриотов.

1 сентября 1612 г. войско гетмана Ходкевича и силы второго ополчения сошлись на поле боя. После продолжительных баталий победу одержали ополченцы. Крах Ходкевича решил судьбу засевшего в Москве гарнизона интервентов. Они были обречены. Измученные страшным голодом, они уже не могли надеяться на помощь соотечественников. На предложение сдаться надменные польские герои отвечали отказом. В конце концов, осознав невозможность дальнейшего сопротивления, 6 ноября 1612 г. они сдались и вышли из Кремля.

Освобождение Москвы положило конец польско-литовскому владычеству в сердце Российского государства. Был сделан серьёзный шаг на пути восстановления государственности. Новому правителю предстояло разрешить трудные задачи – затушить последние очаги Смуты: в Астрахани разжигал недовольство новой властью Иван Заруцкий, в Новгороде хозяйничали шведы, а Смоленском и вовсе овладели поляки. В плачевном состоянии находилась русская земля, опустошённая, разорённая, выжженная, десятилетие изнывающая от наполнившего её смертоносного безумия. Нужны были время, силы, возможности. Такое бремя, такое печальное наследство легло на плечи 16-летнего Михаила Романова, выбранного на царство в 1613 г.[231]

В ходе работы я использовала сочинения иностранных авторов и отечественную литературу. На основании их изучения можно сделать вывод, что в сведениях иностранцев имеются некоторые неточности. Это касается, например, оценки численности московского войска в битве под Новгородом-Северским 21 декабря 1604 г. Так, Борша делает вывод о наступлении 200-тысячного московского войска, Будило предлагает свой вариант: 100 тысяч. Исследователь Курбатов О.А. настаивает на наличии всего 20 тыс. Объяснить противоречия можно, пожалуй, субъективостью иностранных авторов. Вместе с тем нельзя недооценивать значение трудов иностранцев о Смутном времени. Многие их них были участниками и очевидцами тех драматических событий и оставили после себя яркие воспоминания. Знакомство с их сочинениями позволяет прочувствовать ту нелегкую эпоху ‒ эпоху Смутного времени.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал