Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великая Новохеттская держава (XIV—XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства
В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380—1335 гг.) — блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни. Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335—1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества. При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии — Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом. При последних хеттских царях — Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» — в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества. Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство. Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков — искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство. Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия. Главное общественное богатство — земля — принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были саххан — обязательная служба царю(а также налоги) и луцци — трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др. Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп — сословие «свободных» — входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие — «несвободные» — включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли. Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии. Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII—XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV—XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции. Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину — умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.). Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам. Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.
|