Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Палестина в I тыс. Иудейско-израильское царство.






Израильско-Иудейское царство. В конце XIII в. ядро израильского племенного союза было разгромлено египетским фараоном Мернептахом. Другая группа израильтян в конце XIII в. поселилась на Синае, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. На рубеже XIII—XII вв. израильские группы воссоединились и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана.

В XII в. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди — «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве.

В начале XI в. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители или просто разбойники. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля. Саул назначал своих приближенных тысяченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000— 965 г.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю».

Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965—928 гг.). Традиция прославляет его за мудрость. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца.

Много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме храм.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов. Введена была трудовая повинность.

К концу царствования Соломона На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. совершил опустошительный поход в Палестину. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее. В древнеизраильском обществе бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Дифференциация и развитие товарно-денежных отношений.

О развитии торговли свидетельствуют также организация торгово-ремесленных кварталов в городах. Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла. Одновременно слабел сам общинный строй.

Источники VIII—VI вв. упоминают четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия; 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения; 4) чужеземцы, ограниченные в правах.

Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы.

Источники пополнения рабской силы были разнообразны. Порабощение, долговая кабала, наследственность. Рабы были бесправны.

Неспокойно было и на общественных верхах. Положение здесь осложнялось межплеменными противоречиями, сложностями взаимодействия царской власти с военной знатью и жречеством, собственно культовыми проблемами. Для древних евреев вопрос об обращении за божественным покровительством к тем или иным местным божествам стоял гораздо острее.

В то же время социальные противоречия израильско-иудейского общества отозвались мощным общественно-идеологическим процессом — «пророческим движением» VIII—VI вв. «Пророки» по неясным причинам порвали с храмами и возглавили в итоге социальный протест. Именно они выработали концепцию Яхве как абстрактного абсолютного и универсального божества. Этот «пророческий монотеизм», составивший впоследствии ядро иудаизма в целом, и был первой догматической религией. Во всех этих отношениях «пророческий монотеизм» принципиально противостоял общей религиозной практике Ближнего Востока, в том числе древнееврейской.

Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине.В середине VIII в. в Северную Сирию начали проникать урарты, но против них выступила Ассирия. Дамасское и Израильское царства объединились против него, но борьба оказалась им не под силу. Оба государства подверглись сокрушительному разгрому. В центральной части Палестины были поселены вавилонские.

Тиро-Сидонское царство пыталось избежать столкновения с Ассирией. Царь Тира уплатил Тиглатпаласару III огромную дань. Но даже для богатого Тира финансовые претензии ассирийских завоевателей оказались нетерпимыми, и его жители решились на отчаянную борьбу. в 701 г. Ассирийцы захватили все владения Тира на материке.

Ассирийский царь Асархаддон разрушил также Сидон. В конечном счете вся материковая Финикия стала провинцией Ассирии. Иудея при царе Иосии (640—609 гг.) вернула себе самостоятельность и расширилась на север и запад за счет ассирийских владений.

Однако внутреннее положение в обоих государствах было напряженным.

После гибели Ассирии Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между возродившимся при XXVI династии Египтом и Нововавилонским царством. в 609 г. Страна подчинилась Египту и стала в его руках орудием борьбы против Вавилона. То же самое произошло несколько позже с Тиром. В 587 г. вавилонские войска взяли Иерусалим. Навуходоносор II бросил свои основные силы против Тира. Дело закончилось соглашением, по которому тиряне признали верховную власть Вавилона (574 г.)

Положение в Восточном Средиземноморье изменилось после возникновения огромной Персидской державы Ахеменидов. Финикийские города признали ее власть на правах добровольных союзников.

В целом финикийские города стали важным экономическим центром Персидской державы. К самому концу эпохи Ахеменидов политическая стабильность нарушилась. Сидон восстал против персидского царя и был разрушен (ок. 343 г.).

Ахемениды восстановили Иерусалим. Отстроен был и иерусалимский храм Яхве на холме Сион. В V в. под властью персидских царей в Иерусалиме сложилась основанная на началах догматического иудаизма гражданско-храмовая община. Почти половину ее составляло замкнутое сословие жрецов. Как жреческие, так и нежреческие семьи полноправных общинников составляли вместе обширные коллективы, объединяемые родством по мужской линии и совместной собственностью на землю. Семейные наделы могли перераспределяться лишь между родственниками. На полях полноправных общинников трудились как рабы, так и безземельные арендаторы и наемные работники.

С середины V в. гражданско-храмовая община Иудеи получила освобождение от налогов и право самостоятельного ведения судопроизводства. Храмово-гражданская община иудеев становилась все более обособленной от окружающих народов.

 

Иран и Средняя Азия – природные условия, население, источники и историография – общая характеристика. Мидийское царство в VIII – VII вв. Природа и население. Иран представляет собой обширное нагорье. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, орошаемые небольшими речками и ручьями. В большинстве районов Ирана земледелие требует искусственного орошения. Из полезных ископаемых кроме нефти, имеются залежи меди, железа и серебра.

Территория Средней Азии в значительной мере состоит из Туранской низменности, по которой протекают реки Амударья и Сырдарья. Однако почти всю низменность занимают две крупные песчаные пустыни — Каракумы и Кызылкумы.. Весьма удобны для поливного земледелия лессовые долины правых притоков Амударьи. На востоке Средней Азии расположены значительные горные массивы — Тянь-Шань и памирская горная система. В разных местах Средней Азии имеются залежи железа, олова и серебра. К югу от Амударьи находится месторождение лазурита.

В древнейшие времена в Западном Иране жили эламиты, луллубеи, кутии, касситы и другие малоизвестные нам племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках. Однако сведения об этих языках очень скудны, за исключением эламского. Позднее в этот регион проникают народы индоиранской языковой ветви.

В Иране и Средней Азии прочно утвердились племена иранской языковой группы, тогда как индоязычные арии продвинулись дальше, на территорию Индостана. Начиная с первой трети I тысячелетия ираноязычное население проживало на значительной части Ирана и Средней Азии.

Источники и историография Древнего Ирана. Древнейшие источники освещают историю Элама с III по I тысячелетие: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках.

Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей. Самой значительной среди них является Бехистунская, рассказывающая о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I.

Другие надписи Дария I расположены в скалах Накш-и-Рустама. Надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах найдена во многих экземплярах. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I с текстами на разных языках народов ДВ. В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса. Персидские клинописные надписи обнаружены и за пределами Ирана: например, три стелы Дария I о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем, — в Египте.

В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке, относящихся к концу VI — первой половине V в. Эти тексты, составляющие часть архива царского хозяйства. Некоторые документы представляют собой служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников.

Ценные сведения об иранских племенах дают ассирийские надписи IX—VII в. Вавилонская историческая хроника рассказывает о захвате Месопотамии персами (Хроника Набонида — Кира). Об этом же событии рассказывает и Цилиндр Кира II. Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных документов персидского времени на глиняных табличках.

В связи с широким распространением арамейского языка в Персидской державе сохранились многочисленные арамейские папирусы, кожаные свитки, надписи на камнях, монетах, гирях, печатях.

Из Египта персидского времени дошло сравнительно много разнообразных административно-хозяйственных текстов, написанных демотическим письмом. Надпись Уджагорресента, декрет Камбиза об ограничении собственности египетских храмов и указ Дария I о кодификации египетских законов.

Несмотря на постоянный приток новых текстов по древнеиранскому периоду, произведения греческих авторов остаются основными повествовательными источниками. Чрезвычайно важным источником по истории Персидской державы является «История» Геродота.

Знаменитый греческий историк Фукидид в своей «Истории» подробно и достоверно рассказывает о войнах между Персией, Спартой и Афинами в 433—411 гг. и даже приводит тексты заключенных между Спартой и персидским царем договоров. «Греческая история» Ксенофонта. мемуары «Анабасис», посвященные мятежу Кира Младшего в конце V в. «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского.

Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории.

Изучение древних памятников Ирана началось с путешествий туда европейцев. Марко Поло (XIII в.) и Пьетро делла Балле (XVI в.), датского ученого К. Нибура. В первой половине и середине XIX в. дешифровка царских надписей была осуществлена усилиями ученых из разных стран Европы.

Уже с XVIII в. началось оформление иранистики как науки.

В XX в. особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская хронология. Европейскими учеными проделана огромная работа по изучению развалин крупнейших древних городов Ирана: Суз, Персеполя, Пасаргад.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал