![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российские технологии делопроизводства в ХХ веке ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Современные российские технологии делопроизводства развивались постепенно. Интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись в Государственном институте техники управления (1926 г.). Предлагаемая новая система делопроизводства основывалась на общих принципах: - организация делопроизводства должна быть единой для всего учреждения; - регистрация документов должна быть однократной и производиться в самой упрощённой форме; - отказ, где возможно, от регистрации вообще; - число инстанций, через которые проходит каждый документ, сокращается до минимума; - справочная работа обеспечивается с наименьшей затратой времени; - наблюдение, руководство и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на определённое лицо. В 1931 г. был издан проект «Общих правил документации и документооборота». В нём был аккумулирован передовой практический опыт, накопленный к тому времени различными ведомствами и организациями, обобщены исследования отечественных и зарубежных учёных. В 1941 г. собирается первое межотраслевое совещание по оргтехнике. Однако вопросы, рассматриваемые на этом совещании, реально были воплощены в жизнь спустя почти 20 лет, в 1960 г. В 1973 г. были одобрены «Основные положения Единой государственной системы делопроизводства». Документ был комплексным и включал не только вопросы делопроизводства, но и содержал рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. В 1988 г. была утверждена «Государственная система документационного обеспечения управления, основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», которая до настоящего времени остаётся основным нормативным документом по организации делопроизводства в России. В конце 1980-х гг. государственным стандартом вводится технология централизованного контроля за составом создаваемых документов путём внесения их в табель форм, утверждаемый руководителем организации. Традиционная российская технология процессов ДОУ (делопроизводства) имеет следующие особенности: - четко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель – исполнитель – руководитель) внутри организации; - отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюциях начальства и т.д.; - ведение централизованных регистрационно-контрольных и отчетных массивов (файлов, картотек, журналов); - для обеспечения единого порядка обработки документов предусматривается создание специализированных служб; - относительно небольшое разнообразие процессов делопроизводства и документооборота, их высокая степень стандартизации; - основы технологии делопроизводства закреплены в государственных нормативно-методических документах. Основная проблема данной технологии – централизованное оперативное отслеживание движения документов, т.к. эта технология требует, как получения современной информации, так и ведения объемных регистрационно-контрольных картотек. При этом делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных карточек. Традиции западной системы ДОУ (делопроизводства) существенно отличны от российской и основываются на высокой исполнительской дисциплине работников и большей демократичности. К особенностям западной технологии процессов ДОУ (делопроизводства) можно отнести следующие: 1. характер движения документов преимущественно горизонтальный, с правом подписи документов, направляемых должностному лицу, имеющему равный статус; 2. обработка получаемой корреспонденции предусматривает возможность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю, минуя руководство; 3. регистрация документов производится непосредственными исполнителями (поручатель и исполнитель ведут собственные журналы), некоторые виды документов вообще не регистрируются; 4. отсутствие централизованного (в рамках всей организации) контроля; 5. до согласования проекта документа с высшей должностной инстанцией проект содержит все варианты правки, перепечатка и подписание одобренного варианта становится технической операцией и может исполняться без участия исполнителя; 6. широкое использование бланков с рукописным внесением переменной информации; 7. использование пакетов бланков на цветной бумаге, что практически исключает неправильное адресование каждого экземпляра; 8. в иерархических системах управления руководитель каждого уровня имеет должностные обязанности по самостоятельной личной подготовке ряда документов, в основном отчетного и распорядительного характера; 9. специализированных подразделений, занимающихся делопроизводством, как правило, не создается; 10. в обязанности секретаря входит хранение локального архива руководителя (в подлинниках или копиях документов). Внедрение в офисы новых информационных технологий в общегосударственном масштабе связывалось не с комплексным совершенствованием ДОУ, а с планами создания автоматизированных систем управления (АСУ) и проектом подготовки Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) и подгонки под них делопроизводства. Концепция ОГАС была в 1980-х гг. реализована в народном хозяйстве лишь частично. В 1990-х гг. та же участь постигла и концепцию информатизации нашего общества. Существенная разница заключается в том, что идеи ОГАС были хотя бы частично реализованы, а последняя концепция до настоящего времени даже окончательно не сформулирована. Отсутствие стройной теории и четкой программы информатизации сдерживают решение прикладных вопросов. Особенно наглядно отставание в технологиях ДОУ (делопроизводства) выявилось в 1980-1990-е гг., когда теоретические изыскания в области кибернетики, математических методов управления, информатики и технической элементной базы привели в ведущих странах к широкой информатизации, внедрению в реальную управленческую деятельность организаций новых технологий, к разработке концепций «безбумажного офиса».
|