Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный орган. Понятие, признаки, виды.
Государственные органы – это самостоятельный структурный элемент государства, состоящий из государственных служащих, осуществляющих функции государства в рамках определенных властных полномочий. Признаки: + элемент механизма государства, который находится в отлаженной системе (взаимосвязан и взаимодействует с другими государственными органами). + орган государства имеет компетенцию – совокупность властных полномочий, определенные НАП и связан функцией данного органа. Компетенция выражается в возможности органами создавать обязательные к исполнению акты, обеспечивать исполнение этих актов, вплоть до применения методов принуждения. + орган государства наделен необходимой материальной базом и может иметь свой бюджет. + органы государства находятся между собой в особых отношениях, субординации и координации (отношения согласования и контроля). Виды: 1. ПО СПОСОБУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Первичные (не создаются другими органами) – избираются народом (президент) и получают власть по наследству (монарх); Производные (создаются другими органами) прим. Генеральный прокурор назначает прокурора суб. 2. ПО ОБЪЕМУ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ Высшие – действуют на территории всего государстава прим. Президент, генеральный прокурор, федеральное собрание Местные – действуют в пределах определенного субъекта прим. Прокурор области 3. ПО КОМПЕТЕНЦИИ Общей компетенции: принимают решение во всех отраслях (президент, правительство) Специальной компетенции: принимают решение в конкретной области (министр финансов) 4. ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Коллегиальный госдума Единоличный президент 5. ПО СРОКАМ ПОЛНОМОЧИЙ Постоянные – прокуратура Временные – комитет ликвидации определенных ситуаций 6. ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Законодательные Исполнительные Судебные
31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер. Не по лекциям Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Признаки государственного принуждения: · является разновидностью социального принуждения; · по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания; · опосредовано правом, носит правовой характер; · представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия; · воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта; · осуществляется посредством применения соответствующих мер; · обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения; · применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера; · основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием; · применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; · реализуется в рамках правоотношений охранительного типа. Виды государственного принуждения: 1. административное принуждение; 2. уголовное принуждение; 3. гражданско-правовое принуждение; 4. дисциплинарное принуждение. 5. Юр ответственность – форма госуд принуждения, наступающая за совершение правонарушения и выраженная в неблагоприятных последствиях личного, организационного или имущественного характера, предусмотренных в санкциях правовых норм.
32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления. Не по лекции Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают: 1. деспотичный характер государственной власти; 2. особенность исторического развития государства; 3. использование репрессивного законодательства; 4. пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5. наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6. отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7. переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8. несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: 1. широкое распространение и повсеместность; 2. неподконтрольность; 3. наличие в государстве разнообразных форм его проявления; 4. дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); 5. соединение нигилизма с разными формами протеста; 6. распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: 1. сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); 2. массовое неисполнение и нарушение правовых норм; 3. распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; 4. так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими; 5. массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6. понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1. гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2. укрепление режима законности на территории государства; 3. осуществление верховенства основного и других законов государства; 4. совершенствование правовой системы государства; 5. осуществление правового порядка в государстве; 6. повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7. проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация. Не из лекций Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др. Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
34. Структура правоотношения. Объект правоотношения. ПО носят системный характер и характеризуются сложным составом. 1 элемент состава ПО – субъект (в чем либо нуждающийся). Он устремляет свое деяние в сторону объекта. Связь носит двухсторонний характер, имеется связь (юридическое содержание) Юрид содержание: -субъективное право -юридическая обязанность.
Субъект ПО – участники ПО, имеющие субъективные права и юридические обязанности. 2 группы субъектов ПО: - индивиды (физ лица) - коллективные субъекты (различные социальные общности, организации и объединения, государство) Эти субъекты ПО характеризуются определенными юрид качествами: 1. правосубъектность (способность или возможность лица быть участником правоотношений). Включает в себя: - правоспособность (предусмотренное нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности). У физ лица с момента рождения. У юрид лица – факт юрид регистрации. - дееспособность (способность лица своими действиями приобретать или осуществлять определенные права и обязанности). Включает в себя сделкоспособность (способность лица своими действиями совершать сделки) и деликтоспособность (способность лица нести юр ответственность за совершенное правонарушение)
Виды дееспособности: - полная дееспособность - дееспособность частичная (малолетние субъекты до 14 лет, и несовершеннолетние от 14-18 лет) - ограниченная дееспособность (ограничение дееспособности лица по решению суда)
Объект правоотношений – реальное благо, на использование и/или охрану которого направлены субъективные права и юрид обязанности. 2 основных подхода к пониманию объекта ПО: 1) монистический (все общественные отношения – поведение человека) 2) плюралистический (у разных ПО – разные объекты): а) предметы материального мира или вещи б) предметы духовного свойства в) личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь) г) поведение участников правоотношений, кот выражаются либо в действии или бездействии. д) результаты поведения участников правоотношений (последствия, к кот приводит действие или бездействие)
содержание правоотношений – совокупность субъективных прав и юрид обязанностей. Субъективное право – мера возможного поведения участника правоотношения. Субъективное право включает в себя - правомочие, кот включает в себя способность лица совершать определенные нормы права действия. - правотребование (право требовать от должностного лица исполнения его обязанностей) Юр обязанность – мера должного поведения лица
35. Законность: понятие, принципы гарантии. Законность - это: - условие жизни государственно-организованного общества; принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы; - принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»); - принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов; - метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации; - особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.
|