Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы.
Методы правового регулирования определяются в соответствии с характером данного общественного отношения и необходимость выстраивать их на основе принципов субординации и координации. Методы: v Императивный (централизованный) не предоставляет субъектам свободу выбора варианта поведения, а предписывает действовать определенным образом, в строгом соответствии с нормативным определением. Например, в уголовном законодательстве все нормы только императивные v Диспозитивный (координации). Предоставляет субъектам свободу выбора вариантов поведения, т.е. субъекты по своей воле выбирают наиболее выгодный для них вид поведения. Используется в гражданско-правовых нормах. Способы: определяются характером непосредственного предписания содержащегося в норме права ¨ Дозволения (правомочения) субъекту предоставляется право действовать, гарантируется возможность, использовать ее или нет решает сам субъект (право на полноценное образование) ¨ Обязывание. Предписания совершать определенные действия Субъекту властным велением предписывается действовать определенным образом. (платить налоги, заботиться о детях). ¨ Запрет – возложение обязанностей не совершать определенные действия (запрет на совершение кражи, на появление на работе в нетрезвом виде). В качестве дополнительных способов правового регулирования называют: - предупреждение совершения правонарушения путем применения мер наказания - стимулирование – применение поощрительных норм Типы правового регулирования: характеризуют общую направленность группы норм права для данного вида общественных отношений § Общедозволительный. Его формула: разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом (свобода договора, свобода в распоряжении своей собственностью). § Разрешительный. Его формула: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом. (режим вещей изъятых из оборота – оружие, наркотики). Правовой режим – это система методов, способов и типов правового регулирования для данной сферы общественных отношений. Понятие правового регулирования обычно употребляется в отношении каких-либо объектов правового регулирования. Например, правовой режим интеллектуальной собственности, правовой режим вещи, правовой режим ценных бумаг. Правовому режиму может подходить различное сочетание типов, методов и способов правового регулирования.
44. Формы (источники) права: понятие, характеристика, основные источники в различных правовых системах - это исходящие от государства или признанные государством официально выраженные и закрепленные нормы права. Признаки: 1. внешнее выражение нормы права. Нормативное правило – это содержание, а источник права – это форма 2. поскольку именно государство придает праву обеспеченность, то форма права – это волевое, властное оформление права 3. форма права имеет документальное выражение Выделяют следующие источники права: § Нормативно-правовой акт – это официальный акт, принятый компетентным правоприменительным органом и содержащий правовые нормы. Признаки: ü Это офиц акт гос органов или иных органов в компетенцию которых входит создание правовых норм ü Содержит юр нормы, нормы права в нормативно правовом акте четко сформулированы и систематизированы в определенном логическом порядке, соответствующего логике правового регулирования общественных отношений ü Это письменный документ, принятый в строго определенном процессуальном порядке, имеющий строго определенные обязательные реквизиты ü Это выражение государственной воли, обеспечивается силой гос принуждения ü Обладает юр силой. Юр сила отражает положение НПА в системе НПА, связано с компетенцией органа, уполномоченного на издание нпа. По юр силе выстраивается иерархия НПА. Система нпа в РФ: 1. К РФ 2. ФКЗ 3. законы РФ 4. указы ПрЗ 5. ПП РФ 6. постановления актов министерств и ведомств -???? Их вроде больше нет 7. конституции и уставы субъектов РФ 8. законы субъектов РФ 9. акты администраций и правительств субъектов РФ 10. акты ОМС НПА всегда существуют в системе нпа данного государства – система законодательства. Система нпа как правило соответстует системе права данного гос-ва, т.е. чего то институтов и отраслей. § Суд прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным для других судов при решении аналогичных дел и в силу этого приобретает нормативное значение. Это источник права, который существует в странах с англо-саксонской правовой системой. В настоящее время суд прецеденты создаются в таких странах только судами высших инстанций в тех случаях, когда суд рассматривает юридический спор определяет, применимы ли к данному спору действующие законы и существуют ли по нему уже вынесенные прецеденты. § Нормативный договор – это правовой акт, представляющий собой договор между государствами, либо договор между субъектами федерации и в редких случаях иные коллективные договоры. В этом договоре выражается воля государств и таким образом, поскольку гос-во это сторона данного договора – то для народа гос-ва эти правила приобретают нормативный характер, т.е. носят общий характер и являются общеобязательными. Некоторые договоры имеют нормативный характер, которые заключаются и не на межгосударственном уровне. Например, коллективный договор между администрацией предприятия и трудовым коллективом § Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку соц группы или общества, которому государство придало общеобязательное значение и которое гарантируется государством. Государство санкционирует к-л сущ-ый обычай путем отсылки в законе к правовому обычаю (или ссылки на него в решении в странах с англо-саксонской правовой системой). В ГК содержится такое понятие как обычай делового оборота, который применяется при разрешении судами хоз-х споров, если законом не установлено другое. Правовой обычай отличается от обычая тем, что хотя сам он в законе не зафиксирован, но в законе на него делается отсылка => он санкционируется гос-ом и приобретает свойство нормы права.
|