![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы конфликта.
1. Предконфликтное состояние. Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов.(скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт). 2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта). Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта. В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.) 3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем. 4. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п. Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.
Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш - выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например – отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов – большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)
5. Развитие открытого конфликта или ( Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея.) На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта – (то, из-за чего произошел конфликт). Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.
6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации. Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития: - Разрешение конфликта (устранение причин – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его). Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.) - «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем; - угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой. При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации. К таким условиям можно отнести: - неумелые действия руководителя; - бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон; - обострение причин, лежащих в основе конфликта; - целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.
Некоторые исследователи выделяют еще один этап.
7. Послеконфликтный период. Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»). Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.
Этапы конфликта связаны с фазами конфликта, которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта. 1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3)пик конфликта; 4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице. Соотношение фаз и этапов конфликта.
|