![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии управления конфликтами.
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутренний заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. (я сам). Внешний отражает организационно-технологические стороны (с помощью руководителя, лидера, медиатора-посредника справиться с конфликтом). Управление конфликтом – это организованная, целенаправленная деятельность по координации поведения сотрудников, основанная на применении специальных методов и создании социально-психологических условий, которые обеспечили бы разрешение существующих противоречий. Управление конфликтом имеет определенным преимуществом перед его стихийным развитием. Прежде всего оно позволяет сделать его легитимным, т.е. вынести отношения оппонентов в реально видимый и оцениваемый диапазон. Практика показывает, что открытость в решении любых вопросов конфликтной ситуации более эффективна, чем решения, принятые в глубокой тайне или неизвестны руководству. И еще очень важный момент - Для нас важен конструктивный аспект (созидательный, развивающий) управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами заключается в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов.
Содержание управления конфликтами. Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности: - прогнозирование конфликтов и оценка их направленности; - предупреждение или стимулирование конфликта; - регулирование конфликта; - разрешение конфликта. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с динамикой развития конфликта.
Содержание управления конфликтом и его динамика. Предконфликтное состояние – Профилактический этап (Предупреждение конфликта) – связан прежде всего с управленческой деятельностью руководства организации, направленной на создание и поддержание своеобразных условий, обеспечивающих бесконфликтное выполнение основных профессиональных задач членами трудового коллектива: - постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе; -поддержание порядка и дисциплины на должном уровне; - мотивирование профессиональной деятельности сотрудников, реализация принципа социальной справедливости в оценке их труда; - контроль за выполнением обязанностей, соблюдением этических норм делового общения, условий труда и т.п.
Прогнозирование конфликта – один из важнейших видов деятельности руководителя, оно направлено на выявление причин конфликта и его развития. Основным источником прогнозирования конфликтов является – изучение объективных и субъективных условий труда, факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. (например: такими условиями и факторами могут быть – стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологический климат, лидерство и другие социально-психологические явления). Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ причин конфликта.
Предупреждение конфликта (профилактика) – вид деятельности с, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликта основывается на прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации всех факторов, способствующих его возникновению. Основными путями предупреждения конфликтов могут быть: - постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников; - подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; - соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях; - воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др. Стимулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: - вынесение любого проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании; - критика сложившейся ситуации на совещании; - выступление с критическим материалом в средствах массовой информации. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило приводит к печальным последствиям. Регулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности. 1 этап. Признание реальности конфликтующими сторонами. 2 этап. Легитимизация конфликта, т.е достижение соглашения между конфликтующими сторонами конфликтного взаимодействия. (легитимность –согласие, чаще соглашение со властью – признание правомерности). 3 этап. Институциализация конфликта, т.е. создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.
Технологии регулирования конфликта.
Разрешение конфликта – вид деятельности, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом к новому конфликту.
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения. Предпосылки разрешения конфликта: - достаточная зрелость конфликта; - потребность субъектов конфликта в его разрешении; - наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения: - уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);?????? - согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);????? - взаимное примерение конфликтующих сторон (уход);????? - перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).?????
Способы разрешения: - административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда); - педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других. Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить.
|